Инесса Слюсарь
Консультация для воспитателей «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в повседневной жизни»
▼ Скачать +Заказ
Решая, задачи экологического воспитания в детском саду необходимо опираться современные программы на такие, как: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Рылеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой. В детском саду необходимо проводить работу по экологическому воспитанию дошкольников. Методический кабинет должен быть оснащён необходимыми дидактическими пособиями, играми, способствующими экологическому воспитанию дошкольников, иметь литературу соответствующую возрастным особенностям воспитанников. В группах необходимо создать уголки природы, которые будут способствовать ознакомлению дошкольников с комнатными растениями и наблюдениями за их ростом и развитием, а также для того, чтобы научить детей ухаживать за растениями. Территория дошкольного учреждения должна иметь экологическую тропу, которая будет выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа, должна иметь множество интересных объектов: деревья и кустарники. Также на тропе должен быть муравейник, земля, покрытая мхом, грибы, расти лекарственные растения. Разбить на тропе клумбы с цветущими растения. Подбор осуществлять так, чтобы одни цветы сменяли друг друга весь сезон. Ребята на клумбе должны учиться ухаживать за цветами: рыхлить, поливать, опрыскивать. На примере сорняков дети учатся определять, как влияет человек на растительность, поэтому на тропе должны оставляться не вытоптанные участки, по ним дети смогут сравнить их с вытоптанными участками, что наглядно показывает, какое влияние оказывает вытаптывание на растения, на этом примере можно объяснить правила поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропа позволяет использовать прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Экологическую тропу можно посещать много раз, наблюдая за изменениями в природе по сезонам. Экологическая тропа позволяет наблюдать, рассматривать, обсуждать, анализировать увиденное. Дети смогут отобразить свои впечатления в играх, в рисовании, лепке. Основным видом занятий по экологическому воспитанию являются экскурсии, где дошкольники знакомятся с животными, растениями и их условиями обитания. Экскурсии позволяют развивать наблюдательность, интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети могут собирать природный материал, который будет использоваться для поделок и наблюдений в группе, в уголке природы. Полезно организовывать экскурсии для детей по лесу, лугу. Природоведческие экскурсии вызывают у детей глубокие переживания, что способствует развитию эстетических чувств. Использование прогулок является важным аспектом решения задач экологического воспитания. На них дошкольники знакомятся с посезонными изменениями в природе. Прогулки целесообразно организовывать с природным материалом, используя игры с песком, водой и. т. д. Необходимо разнообразить прогулки игровыми упражнениями: «Найди и назови», «Что, растёт в огороде?», «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Отгадай дерево по листьям», «Чьи следы». Игры с «Султанчики», «Разноцветные ленточки», учат детей определять силу и направление ветра. Так же в работе необходимо использовать опыты, которые способствуют установления причин взаимосвязи между предметами и явлениями. Опыт должны строиться на знаниях детей полученных в процессе наблюдений и труда. В младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия, а в старших группах в опытах раскрываются причины наблюдаемого явления, где дети самостоятельно определяют причины и делают выводы о наблюдаемом явлении. В этих опытах дети уточняют свои знания о свойствах и качествах объектов природы. Через деятельность с использованием опытов формируется у детей интерес к познанию природы, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Также на занятиях рекомендуется использовать художественную литературу о природе. Программа детского сада включает произведения таких авторов как: К. Ушинского, Н. Сладкова, Ф. Тютчева, В. Бианки, Н. Некрасова, А. Пушкина, А. Фета, Л. Толстого, М. Пришвина, и другие. Прочитав, детям произведение проводиться беседа по содержанию произведения. Очень хорошо, когда дети задают вопросы, где проявляют заботу и любовь о животных. Важно чтобы дети поняли смысл произведения. Проводя тематические занятия по рисованию и лепки, необходимо использовать записи звуков природы. Дети с удовольствием слушают звуки природы и работы получаются более красочными, выразительными. Также полезно проводить конкурсы детских рисунков и поделок на темы: «Лето красное», «Времена года», «Зима - белоснежная», «Весенние фантазии». Со старшими дошкольниками для их интеллектуального развития необходимо проводить викторины, игры, которые способствуют развитию представлений о природе и их закономерностях. Праздники и развлечения экологической направленности способствуют развитию эмоциональной сферы детей. В этих праздниках дети должны научиться сопереживать героям, вызвать желание помочь им. Также очень тесно должна проводить работу по экологическому воспитанию с родителями. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей включает использование бесед, родительских собраний, консультаций, деловых игр. Результатом проделанной работы должно стать формирование начал экологической культуры у детей, формирование осознанно правильного отношения к явлениям и объектам природы, развитие экологического мышления. Дошкольники должны научиться беречь природу, принимать активное участие в опытах, анализировать, делать выводы, проявлять интерес к окружающей природе, уметь выразить свои впечатления посредством художественно - эстетической деятельности.