Оксана Нертик
Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
Проблема общения является одной из актуальных и значимых в отечественной психологии. Она составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований таких ученых, как А. А. Бодалев, А. Б. Добрович, М. С. Каган, И. А. Коробейников, В. Л. Леви, Б. Ф. Ломов, М. И. Лисина.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.
По мнению М. И. Лисиной, общение ребенка со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, на втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, признании и уважении сверстника; на третьем этапе (6-7 лет) общение становится внеситуативно - деловым, складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Процесс вхождения ребёнка в социум предполагает формирование особенностей его характера и поведения с учетом гендерных различий.
Согласно взглядам Т. А. Репиной, суть полоролевой социализации дошкольников заключается в том, что при активном взаимодействии как со взрослым, так и сверстниками у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.
Арутюнова Л. А., Алешина Ю. Е., Волович А. С. и другие отмечают, что старший дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей таких социальных признаков как фемининность, маскулинность. Поэтому организуя процесс общения детей со сверстниками в повседневной жизни, педагог должен научить ребенка видеть, осознавать образ своего «Я» : «Я - мальчик», «Я - девочка», содействовать освоению полоролевого поведения.
Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы и побудила меня к выбору темы исследования: «Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни».
В соответствии с темой работы была определена проблема исследования: каковы способы организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни. Решение данной проблемы и составляет цель исследования: разработать и частично апробировать перспективный план работы, направленную на полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс общения детей дошкольного возраста со сверстниками, а предмет исследования - процесс организации общения мальчиков и девочек 5-6 лет в повседневной жизни.
В соответствии с поставленной целью мной были определены следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучить возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками;
- рассмотреть способы полоролевой социализации мальчиков и девочек в повседневной жизни;
- изучить особенности идентификаций детей старшего дошкольного возраста со своим полом;
-разработать и частично апробировать перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.
-разработать рекомендации для воспитателей по вопросам полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать результаты проведенного исследования.
Методологической основой являются психолого-педагогические исследования Л. А. Арутюновой, Н. Ф. Головановой, А. Г. Рузской, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Т. А. Репиной по проблемам общения и полоролевой социализации детей дошкольного возраста со сверстниками.
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад №4 ст. Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края.
Для выполнения поставленных задач я использовала метод беседы, эксперимент, наблюдение, теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании процесса общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в использовании педагогических ситуаций, тематических бесед, дидактических и развивающих игр, ролевых игр, этюдов и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в целях полоролевой социализации.
Анализ процесса и результата организации игровой деятельности и общения с детьми показал, что произошли позитивные изменения в поведении большей части респондентов старшей группы. Мальчики и девочки стали чаще объединяться в совместные игры. Разделение обязанностей в трудовой деятельности по половому признаку существенно обогатило содержание ролевых игр. Дети стали внимательнее относиться друг к другу, научились адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников, старались контролировать свои поступки.
Список использованной литературы
1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М. : Издательство Гном И Д, 2003.- 85 с.
2. Кон И. С. Половое различие и дифференциация социальных ролей. - М. Просвещение, 1985. – 251 с.
3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Просвещение, 2006. – 216 с.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. : Просвещение, 1997.- 264 с.
5. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет /Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Просвещение, 2001.- 217 с.
6. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М. : Просвещение, 1985.-254 с.
7. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. : Российское педагогическое агенство, 2000. – 164 с.
8. Татаринцева И. Е. Программа полоролевого поведения дошкольников. Мир мальчика и девочки. - Ростов н/ Д: Феникс, 2002.- 142 с.
9. Фромм А. Азбука для родителей (пер. с англ.) – М. Просвещение, 1991. - 123 с.
10. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада //Ребенок в детском саду. - 2013.- №2- С. 12-16.
11. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со сверстниками. //Мама и малыш. - 2012.- №9 - С. 51-54.