Получи документы

Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни

Оксана Нертик
Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Проблема общения является одной из актуальных и значимых в отечественной психологии. Она составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований таких ученых, как А. А. Бодалев, А. Б. Добрович, М. С. Каган, И. А. Коробейников, В. Л. Леви, Б. Ф. Ломов, М. И. Лисина.

Темочки:

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

По мнению М. И. Лисиной, общение ребенка со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, на втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, признании и уважении сверстника; на третьем этапе (6-7 лет) общение становится внеситуативно - деловым, складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Процесс вхождения ребёнка в социум предполагает формирование особенностей его характера и поведения с учетом гендерных различий.

Согласно взглядам Т. А. Репиной, суть полоролевой социализации дошкольников заключается в том, что при активном взаимодействии как со взрослым, так и сверстниками у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.

Арутюнова Л. А., Алешина Ю. Е., Волович А. С. и другие отмечают, что старший дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей таких социальных признаков как фемининность, маскулинность. Поэтому организуя процесс общения детей со сверстниками в повседневной жизни, педагог должен научить ребенка видеть, осознавать образ своего «Я» : «Я - мальчик», «Я - девочка», содействовать освоению полоролевого поведения.

Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы и побудила меня к выбору темы исследования: «Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни».

В соответствии с темой работы была определена проблема исследования: каковы способы организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни. Решение данной проблемы и составляет цель исследования: разработать и частично апробировать перспективный план работы, направленную на полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс общения детей дошкольного возраста со сверстниками, а предмет исследования - процесс организации общения мальчиков и девочек 5-6 лет в повседневной жизни.

В соответствии с поставленной целью мной были определены следующие задачи исследования:

- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- изучить возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками;

- рассмотреть способы полоролевой социализации мальчиков и девочек в повседневной жизни;

- изучить особенности идентификаций детей старшего дошкольного возраста со своим полом;

-разработать и частично апробировать перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

-разработать рекомендации для воспитателей по вопросам полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста;

- проанализировать результаты проведенного исследования.

Методологической основой являются психолого-педагогические исследования Л. А. Арутюновой, Н. Ф. Головановой, А. Г. Рузской, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Т. А. Репиной по проблемам общения и полоролевой социализации детей дошкольного возраста со сверстниками.

Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад №4 ст. Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края.

Для выполнения поставленных задач я использовала метод беседы, эксперимент, наблюдение, теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Научная новизна исследования заключается в совершенствовании процесса общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в использовании педагогических ситуаций, тематических бесед, дидактических и развивающих игр, ролевых игр, этюдов и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в целях полоролевой социализации.

Анализ процесса и результата организации игровой деятельности и общения с детьми показал, что произошли позитивные изменения в поведении большей части респондентов старшей группы. Мальчики и девочки стали чаще объединяться в совместные игры. Разделение обязанностей в трудовой деятельности по половому признаку существенно обогатило содержание ролевых игр. Дети стали внимательнее относиться друг к другу, научились адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников, старались контролировать свои поступки.

Список использованной литературы

1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М. : Издательство Гном И Д, 2003.- 85 с.

2. Кон И. С. Половое различие и дифференциация социальных ролей. - М. Просвещение, 1985. – 251 с.

3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Просвещение, 2006. – 216 с.

4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. : Просвещение, 1997.- 264 с.

5. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет /Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Просвещение, 2001.- 217 с.

6. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М. : Просвещение, 1985.-254 с.

7. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. : Российское педагогическое агенство, 2000. – 164 с.

8. Татаринцева И. Е. Программа полоролевого поведения дошкольников. Мир мальчика и девочки. - Ростов н/ Д: Феникс, 2002.- 142 с.

9. Фромм А. Азбука для родителей (пер. с англ.) – М. Просвещение, 1991. - 123 с.

10. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада //Ребенок в детском саду. - 2013.- №2- С. 12-16.

11. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со сверстниками. //Мама и малыш. - 2012.- №9 - С. 51-54.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду» Гендерное воспитание.«Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду» Гендерное воспитание. «…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Игра – ведущий.

Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста «Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» на тему: «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного.

Конспект занятия «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Цель занятия: Обучающая: Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре; Закрепить и упорядочить.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье» От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей,.

Консультация для родителей «Психологические различия мальчиков и девочек» Гендерная составляющая – одна из основных структурных компонентов личности, тесно связанный со всеми сферами: познавательной, эмоциональной,.

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации» СП «Детский сад №42» ГБОУ ООШ №18 г. Сызрани Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации».

Пособие «Книга для девочек и мальчиков»Пособие «Книга для девочек и мальчиков» Перед вами увлекательная игра “Книга для девочек и мальчиков”. Книга направлена на развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения,.

Практическое занятие. Развитие навыков общения в повседневной жизни Поведение детей во время разговора (беседа) 1. Беседа. Как вести себя во время разговора. Цель: познакомить детей с правилами поведения.

Путешествие в страну мальчиков и девочек Муниципальное учреждение «Отдел образования и по делам молодежи» администрации МО «Оршанский муниципальный район» МДОУ «Оршанский детский.

Выпускной вальс для непарного количества мальчиков и девочек музыка- "Маленький принц" в исполнении Валерии. На вступление дети выстраиваются в три шеренги- девочки посредине лицом к зрителям, мальчики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни
Опубликовано: 2 марта 2017 в 10:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Нертик (УИ 191627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД