Евгения Первеева
Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения планеты - это проблемы, которые касаются всех нас. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
Публикация «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обретение экологической культуры, экологического сознания - это единственный верный выход из сложившейся ситуации. Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Работа по экологическому образованию детей обладает большими возможностями и перспективами. Её цель - формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим её. И, кроме того, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Содержание экологического образования включает два аспекта:
1) передача детям экологических знаний;
2) их трансформация в отношении к окружающему.
Разработан цикл мероприятий, посвященных ознакомлению с окружающим миром детей. Цикл, включает занятия, утренники, викторины, игры-развлечения, родительские собрания в нетрадиционной форме.
С неживой природой дети знакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов, практической деятельности и на прогулках.
Очень эффективны, с точки зрения экологического развития дошкольников, комплексные развивающие занятия, построенные в виде игры (путешествия, приключения, научные конференции, викторины.
Дети раннего возраста начинают постигать экологическое развитие во время наблюдений за рыбками, за птицами в живой природе и птичкой в клетке, наблюдение за снегом и водой, за растениями.
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Рекомендуется использовать дидактические игры, которые направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, её эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе. Игры желательно проводить в естественной природной среде с небольшой подгруппой детей (5-7 человек).
Рекомендуются дидактические игры для развития эстетического восприятия природы : «Беседа с деревьями», «Встреча с растениями». В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта: «Радости и огорчения», «Путешествие», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Природа благодарит и сердится».
В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определённых ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Помощники растений», «Корм для животных», «Чего не хватает животным», «Разведка полезных дел».
Это игры для детей старшего дошкольного возраста. Они включают систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; труд на участке детского сада; подкормку птиц зимой. Трудовую деятельность следует сочетать с экологическими играми, наблюдениями и беседами.
Содержание экологического воспитания в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольное учреждение.
Игры целесообразно проводить в зависимости от уровня экологической воспитанности и степени овладения детьми трудовыми навыками с подгруппами по 5-6 человек.
Для развития полноценной личности немаловажным является умение видеть красоту и многообразие природы, проявлять заботливое отношение ко всему живому. Формировать эти качества помогают занятия по экологии.