Лидия Канищева
Консультация для родителей «Особенности воспитания детей раннего возраста в различных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Независимо от того, где воспитывается ребенок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено своевременное гармоническое развитие. Однако условия жизни и воспитания детей в семье и детском учреждении различны, поэтому, хотя задачи воспитания одни и те же, организация жизни и приемы воспитания во многом различны.
Темочки:
В семье. В хорошей, дружной семье ребенок с первых дней жизни развивается под влиянием частого индивидуального общения с родителями, богатства впечатлений, которые он получает от окружающей жизни и в результате разнообразной самостоятельной деятельности. Частое положительное эмоциональное общение родителей с ребенком создает интимный контакт между ними, воспитывает любовь и привязанность ребенка к родным. Очень рано на поведение ребенка начинают оказывать влияние разговоры и характер взаимоотношений родителей с окружающими и все их моральное поведение. Для правильного воспитания в семье необходимо следующее.
Ознакомить родителей с задачами и принципами воспитания. Родители должны знать оптимальный ход и особенности физического и нервно-психического развития ребенка, правильно понимать стоящие перед ними задачи, т. е. знать, как нужно воспитывать ребенка на каждом возрастном этапе и какими приемами этого можно достигнуть. Одинаково вредны недооценка возможностей ребенка и переоценка их. Все приемы должны основываться на достигнутом уровне развития и в то же время вести развитие ребенка вперед.
Уклад жизни семьи с рождением ребенка должен быть изменен, подчинен интересам и задачам воспитания, чтобы прежде всего обеспечить маленькому ребенку правильный режим и создать условия для его активной деятельности.
Поведение окружающих взрослых должно быть примером для ребенка. Родители обязаны помнить, что дети легко подражают всему, что видят и слышат, поэтому надо следить за своим поведением, считаться с присутствием ребенка, начинающего многое понимать, не допускать таких действий и разговоров, которые не должны повторяться в поведении их ребёнка.
В семье, особенно при наличии единственного ребенка, надо заботиться о том, чтобы избежать формирования эгоистических черт, избалованности, болезненных привязанностей к матери и отцу. Уже в раннем возрасте необходимо обеспечить общение ребенка с другими детьми в целях своевременного формирования у них положительных взаимоотношений.
Родители должны систематически заниматься с ребенком – играть с ним, разговаривать, читать, вместе с ним рассматривать картинки, показывать ему, как рисовать, лепить и т. д. В то же время очень важно научить ребенка играть самостоятельно, а не только со взрослыми.
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов воспитания недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания, т. е. делу воспитания, как и всякому другому, надо учиться. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, как считают возможным еще многие родители. Оно должно начинаться с первых дней, иначе у ребенка могут рано закрепиться отрицательные формы поведения, бороться с которыми в дальнейшем очень трудно.
Наряду с семейным дети получают общественное воспитание, находясь в течение сравнительно длительного времени в коллективе детей; их воспитанием занимаются не только родители, но и специально для этого подготовленный персонал детского учреждения.
Для детей, посещающих ясли, сохраняются все положительное влияние семьи (интимный контакт и частое индивидуальное общение с родителями, обилие и разнообразие впечатлений). Кроме того, в яслях создаются дополнительные условия, направленные на полноценное развитие и формирование положительных социальных навыков. В яслях легче построить правильный режим. Сравнительно легко из всего разнообразия окружающего выбрать для детей доступные и полезные впечатления. В яслях легко могут быть созданы благоприятные условия для игры и других видов деятельности; дети обеспечены пособиями и игрушками, соответствующими из возрастным особенностям и уровню развития, им предоставляют помещение и специальное оборудование. Воспитание в коллективе создает большие возможности для формирования у детей многих нравственных качеств, положительных взаимоотношений. В коллективе у детей возникает много поводов для общения. Рано появляется интерес к действиям других детей. Общаясь друг с другом уже в манеже или во время игр и занятий, дети рано учатся играть вместе, оказывать помощь, сочувствовать, понимать состояние другого ребенка.
Совместное пребывание детей с разным уровнем развития оказывает положительное взаимовлияние друг на друга. Лучше развивается речь младших, когда они слышат более совершенную речь старших. Путем подражания усложняется и деятельность детей, скорее наступает переход к более сложным действиям, новому характеру игры. Наряду с этим следует учесть, что при большом контакте детей из разных мест и сосредоточении значительного числа детей в одном помещении в яслях возможны более частые инфекционные заболевания, чем в семье. Вследствие всех указанных специфических для яслей условий воспитания перед работниками этих учреждений ставятся и специфические задачи, на решение которых должно быть обращено серьезное внимание.
Применяя различные приемы, необходимо поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохранять детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если их воспитание организовано неправильно. Особенно большое внимание должно быть обращено на предупреждение утомления детей суточных групп.
Воспитание детей в яслях должно быть планомерным, целеустремленным, строиться на основе утвержденной программы, по заранее составленному плану. Воспитательница, используя различные формы педагогического процесса – игру, занятия, кормление и пр., должна стремиться к тому, чтобы все дети ее группы овладели программным материалом.
Воспитатель должена уметь уделять внимание всем детям, владеть специфическими методами группового воспитания (например, накормить одновременно не одного, а целую группу детей можно лишь, применяя специальные меры). В то же время необходимо учитывать имеющиеся у каждого ребенка индивидуальные особенности и в соответствии с ними обеспечивать индивидуальный подход и частое индивидуальное положительное эмоциональное общение.
Учитывая ведущую роль воспитателя в развитии детей, необходимо так построить работу воспитательницы, чтобы высвободить нее больше времени для непосредственного общения с детьми: рационализировать технику ухода, приобрести соответствующее оборудование, пользуясь которым, она может заниматься одновременно несколькими детьми, правильно расположить оборудование, чтобы сократить время, необходимое для технического обслуживания детей и сделать более удобным наблюдение за ними.
Поэтому надо тщательно отбирать наиболее ценные в педагогическом отношении приемы, чтобы каждое воздействие воспитательницы на ребенка достигало какой-либо определенной цели. Непосредственное обучающее влияние воспитателя должно быть направлено на своевременное возникновение новых положительных форм поведения и прежде всего именно тех, которые имеют наибольшее значение для дальнейшего развития и не могут сформироваться без обучения или потребуют для своего образования слишком длительного пути проб и ошибок самого ребенка.
Очень ответственной задачей в работе яслей является достижение единства и согласованности в методах воспитания семьи и яслей, единства всех оздоровительно-воспитательных мер, полной согласованности в работе медицинского и педагогического персонала яслей.