Наталья Москалёва
Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью моей работы является – содействие развитию у ребенка основ экологической культуры через метод проектов. Задачи:1. Расширять представления об окружающей среде и способах правильного взаимодействия с растениями и животными. 2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными и социальными явлениями. 3. Формировать модели экологически грамотного поведения в природе, в городе. 4. Привлекать родителей к активному участию в экологическом воспитании.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Среди прочих средств и методов экологического воспитания дошкольников я хочу выделить проектную деятельность как одно из самых эффективных средств воспитания. - В проектной деятельности дети являются не пассивными объектами формирования экологических знаний, они становятся их активными добытчиками. - Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, а значит и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно глубже, индивидуальнее. - Ребенок, участвуя и, в определенных моментах, организуя деятельность по изучению природы, усваивает бережное отношение к ней, применяет его не только в дошкольном учреждении, но и в повседневной жизни.
С детьми среднего дошкольного возраста был разработан и реализован проект под названием : «Чудесный лужок-зеленый дружок». В основу данного проекта легла работа по формированию у детей основ экологической культуры посредством выращивания травы на подоконнике. Итогом работы стало приобретение детьми знаний о растениях, явлениях природы, что позволяет прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
С детьми старшего дошкольного возраста мы реализовали экспериментально-исследовательский проект : «Зеленая лаборатория». Целью проекта стало формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях. По окончанию реализации проекта «Зеленая лаборатория» были получены следующие результаты:- дети познакомились с культурными растениями;- в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений;- дети увидели многообразие посевного материала;- стали бережнее относиться к растительному миру;- в группе был создан огород на окне;- дети стали более уважительно относиться к труду;- совместно с воспитателем вырастили «свой огород».
Очень удачным оказался реализованный с детьми подготовительной к школе группы проект
«Наш край родной - мусор долой!»
Проблема проекта – загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами. В связи с этим, основными направлениями деятельности проекта стали :- формирование представлений детей о мусоре и источниках его возникновения;- знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов;- развитие умения анализировать экологическую проблему; - развитие потребности соблюдения чистоты на улицах, дома, в детском саду;- воспитание гуманной, социальной активности, экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру.
Краткое содержание проекта «Наш край родной - мусор долой!» : - в начале проекта была проанализирована необходимая литература по данной проблеме; - затем был составлен план работы по реализации проекта; - систематизировала и оформила дидактические материалы в соответствии с планом проекта; - вместе с детьми мы создали «Жалобную книгу природы»;- я провела анкетирование родителей «Окружающая среда. Умеем ли мы ее беречь?»;
- разработала консультации для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;
-проводила с детьми беседы, занятия, развлечения на экологическую тему.
Была создана творческая мастерская «Затейники». Дети изготавливали поделки из бросового материала дома и в детском саду. Был создан зеленый патруль «Чистый участок детского сада», «Мой чистый двор». - Провели акцию по изготовлению и распространению листовок «На чистой планете - счастливые дети!». По окончании реализации проекта «Наш край родной – мусор долой!» получены следующие результаты:- дети начали осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде;- у детей начала развиваться потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды;- формируются представления детей о мусоре и источниках его появления;- формируется потребность соблюдения чистоты вокруг себя;- появилось желание давать вторую жизнь бросовым вещам. В результате проделанной работы по направлению «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» можно сделать следующие выводы: 1. Дети имеют представления об окружающей среде, правильном поведении в природе. 2. Воспитанники стремятся устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. 3. О результатах проделанной работы можно судить по изменениям в поведении дошкольников, которые стали осознанно «сортировать» мусор. По – другому дети относятся к зеленым насаждениям: охотно участвуют в уходе за ними, делают замечания товарищам, которые пытаются сорвать цветок, отломать ветку. 4. Родители стали активнее включаться в проектную деятельность : если раньше на предложения поучаствовать в проекте откликалось 2-3 семьи, сейчас участвует почти половина семей из группы. Опрос родителей показал, что появились семьи, сдающие макулатуру, при том, что до начала работы таких семей не было вообще. Список литературы:1. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»- М., «Просвещение», 1984.2. Интернет-ресурсы. 3. «Как знакомить дошкольников с природой» : Пособие для воспитателей дет сада /Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - М., «Просвещение», 19834. «Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию»/ Под ред. Дпн. Профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.5. Мазурина А. Ф. «Наблюдения и труд в природе» - М., «Просвещение», 1976.6. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве» - М. : Новая школа, 1995.7. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.