Маргарита Дудкина
Консультация для воспитателей «Организация работы ДОУ по приобщению детей к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Последние годы поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них- невнимание взрослых к здоровью детей.
Мы любим своих детей, усердно лечим, когда они заболеют, а в повседневности не используем весь арсенал средств для оздоровления детей. Не стоит забывать, что дошкольный возраст- самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация работы ДОУ по приобщению детей к здоровому образу жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, определяющим качество жизни, способствующим лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении. В качестве средств физического воспитания рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим дня, физическая активность. Выделенные средства можно группировать следующим образом:
-гигиенические и социально-бытовые факторы.
К ним относятся режим, сон, питание, инвентарь, игрушки, одежда и т. п. Отмечается, что соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания вызывает у ребенка положительные эмоции. Это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность.
– естественные силы природы.
К ним относятся солнце, воздух, вода. По отдельности и в сочетании они являются важным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности. Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания и т. п.
– физические упражнения выделяются учеными в качестве основного специфического средства физического воспитания. Это средство предназначено для развития двигательных действий, в его состав входят спортивные и подвижные игры, гимнастика, праздники, развлечения, простейшие виды туризма и т. п. Сложные виды двигательной деятельности предлагаются специально для решения задач физического воспитания детей в соответствии с их возрастными возможностями. Работа по использованию этой группы средств может проходить в детском саду в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной взрослыми предметно развивающей среды, активный отдых (физкультурные праздники, досуги, дни здоровья и др.).
Направление деятельности нашего коллектива с дошкольниками: приобщение детей к здоровому образу жизни.
Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных знаний, правил, умений и навыков, которые дети могут применить на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Для достижения цели снижения детской заболеваемости в детском саду мы решаем следующие задачи:
способствовать формированию двигательных умений и навыков, способов детской физкультурно-оздоровительной деятельности;
обеспечивать развитие ценностных отношений к самому себе, физической культуре и своему здоровью;
формировать потребность в ежедневной двигательной активности и способности её регулировать.
Чтобы реализовать данные задачи, воспитатели создают предметно-развивающую среду, способствующую полноценному физическому развитию, где
реализуется естественная потребность детей в движении.
Для выполнения поставленных задач, создаём следующие педагогические условия:
1. Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы.
2. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
Учебная деятельность требует от дошкольника определенных интеллектуальных усилий, вынужденного ограничения естественной потребности в движении, внимания, сосредоточенности, что представляет существенную нагрузку для ребенка. Для того чтобы обучение было максимально продуктивным и не приводило к утомлению, большое внимание уделяется организации, содержанию и методике проведения занятий. При проявлении признаков утомления устраняем их своевременным отдыхом, сменой деятельности и позы дошкольников.
3. Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
Среди всех условий важнейшим является индивидуальный подход к ребенку. Такой подход необходим прежде всего потому, что дети одного возраста в дошкольном периоде существенно различаются по ряду психофизических показателей, темпам роста и развития. Поэтому при организации всех видов работы с дошкольниками стараемся использовать индивидуальный подход.
4. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
Большое значение для формирования здоровья и развития личности дошкольника имеет организация рационального режима дня, соответствующего возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Соблюдая это условие, мы следим за тем, чтобы темп проведения всех режимных моментов, длительность занятий, время, отведенное для игровой и двигательной деятельности детей, продолжительность пребывания детей на воздухе, длительность сна соответствовали установленным нормам.
5. Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении.
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Вынужденное ограничение двигательной активности нарушает закономерное развитие организма. Как недостаточная, так и чрезмерная двигательная активность одинаково отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка. В связи с этим самостоятельная двигательная деятельность детей проходит под тщательным наблюдением.
Во время прогулки или в помещении не допускаем однообразной длительной деятельности детей, во время игр направляем деятельность чрезмерно активных детей, своевременно корректируем ее чередованием интенсивных и спокойных игр, побуждаем малоподвижных детей к активным действиям; поощряем стремление детей двигаться, предлагая различные подвижные и спортивные игры, побуждаем участвовать в них каждого ребенка; предоставляем широкий ассортимент физкультурных пособий; предусматриваем адекватный для каждого ребенка объем нагрузки.
6. Организация здоровьесберегающей среды.
Качество всей окружающей среды и обстановки для правильного развития дошкольника имеет большое значение. В соответствии с этим, в детском саду поддерживаются такие условия, в которых разносторонняя деятельность и отдых детей отвечают их разнообразным потребностям. Воспитатели следят за характером предметно-игровой среды, за воздушно-тепловым режимом помещения, качественным составом воздуха, уровнем освещенности, т. е. факторами, которые влияют на работоспособность, активность, самочувствие и здоровье детей.
7. Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей.
В системе оздоровительных мероприятий дошкольного учреждения приоритетная роль должна принадлежать неспецифической профилактике, т. е. средствам, направленным на повышение защитных механизмов самого организма. В своей работе мы применяем следующие группы средств:
средства двигательной направленности (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультминутки, минутки покоя, двигательные переменки между занятиями, динамический час, подвижные и спортивные игры, прогулки, физкультурные досуги, походы);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное: облегченная одежда, прогулки в любую погоду, босохождение; водное: полоскание горла и рта, хождение по «дорожкам здоровья»; солнечное);
профилактические и стимулирующие упражнения (дыхательная гимнастика, точечный массаж, упражнения по предупреждению плоскостопия, с сохранением осанки, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика);
проведение занятий, мероприятий, способствующих формированию осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности («Познай своё тело», «Наши помощники», «В гостях у Айболита», «Наш друг светофор», «Остановка «Безопасность» и т. д.» ;
соблюдение гигиенических факторов (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).
Кроме этого, в групповой комнате выращиваются растения-фильтры, летучие выделения которых улучшают общее самочувствие детей (традесканция, пеларгония, хлорофитум, бегония и т. д.); используется «цветовой режим» - цвет интерьера помещения, игрового инвентаря, оформление стен содействует более эффективному психофизическому развитию детей.
Особенно активно мы проводим работу по оздоровлению детей в весеенне-летний период. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. Используем следующие формы оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов (солнце, воздух, вода, ходьба босиком, обливание рук и ног, полоскание горла лекарственными отварами;
- физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парке, на экологической тропе, спортивной площадке);
- туристические походы;
- утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- физкультурные досуги и праздники с помощью инструктора по физвоспитанию;
- интенсивное закаливание стоп; (хождение по траве, песку, камням босиком)
- витаминизация (соки, фрукты, ягоды.)
В результате систематической работы с детьми к концу года мы видим следующие позитивные изменения в состоянии их здоровья и физического развития:
-улучшение физического развития и физической подготовленности;
-повышение работоспособности в образовательной и продуктивной деятельности;
-оптимизация эмоционального благополучия ребенка, его физического и умственного развития;
-снижение количества часто болеющих детей.
- развитие волевой сферы детей и желание активно заниматься физкультурой.
Дети знают особенности и структуру своего организма, понимают, почему нужно беречь своё тело и как нужно за ним ухаживать.
С удовольствием участвуют в спортивных играх и соревнованиях, стремятся к победе и радуются успехам своих товарищей.