Скотникова Ольга Вячеславовна
Консультация для воспитателей на тему «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Проблемы экологического воспитания волнует многих. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество. Умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребенку.
В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны». (Альберт Энштейн)
Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу. Воспитывать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Я попробовала в своей группе использовать художественную литературу и наблюдения для экологического воспитания детей.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбирала книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Я сама очень люблю поэзию. И поэтому прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», мы несколько раз на прогулке подходили к березке, рассматривали ее, сравнивали несколько берез и видели, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы – все они разные. Каждая березка по своему прекрасна. И вот однажды, идя на работу, я увидела белую бахрому на веточках березы и на прогулке прочитала детям стихотворение. Слушали все молча. А потом стали рассказывать, что такая бахрома бывает в морозный день, что эта маленькие льдинки- иней. Объяснила детям, что не нужно стряхивать бахрому, т. к. можно сломать веточку, предложила присыпать ствол березки снегом, чтобы ей было теплее, ведь летом она нам подарит прохладу, а листочки соберут пыль в воздухе, и обогатят воздух кислородом (процесс фотосинтеза). Пообещала детям вновь дать понюхать почки березки и рассмотреть первые клейкие листочки. Дети легко выучили стихотворение и читают его с любовью.
Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» в первый раз прочитала детям, когда они стояли у окна (вечером). Они сравнивали слова в стихотворении с реальной жизнью. Они увидели зимний вечер, сердцем почувствовали с какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне. Подобрала несколько иллюстраций с зимним вечером, рассматривали их с детьми. Вспомнили, что после метели мы наблюдали на участке высокие белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, все равно, ели его нагреть, он растает (доказали наблюдения) и получится грязная вода, потому что снег, падая, собирает в воздухе всю пыль.
А вот другое стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» - полная противоположность первому. Созвучие красок. Прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Попробовала подобрать иллюстрации, но почувствовала что этого мало. И вот однажды выдался ясный морозный день, и в этот день я прочитала детям все стихотворение. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее.
Осенью предложила детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:
Раз, два, три, ветка клена, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с желтою косой!
И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т. д. Предлагаю детям подумать. Почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается – это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им свое золотое тепло, отчего она становится золотой. И тут же прочитала детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера …
И дети с желанием выучили это стихотворение. А я детям рассказала. Что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложила детям задумать желание, связанное с природой. Трудно, но интересно. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц, насекомых. А я в конце сказала, что у меня есть желание. И прочитала детям стихотворение Т. Собакина «Желание» .
Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтоб друзей не менять,
Услышав мычание.
И чтоб корова меня
Не съела нечаянно.
Дети смеялись, от души и пробовали повторить это желание. Несколько раз летом наблюдали с детьми за радугой. Дети усвоили ее основные цвета. А чтобы продлить интерес к этому феномену явления, я предложила детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы тогда было у всех настроение? (грустное, унылое). Я пригласила детей в царство Цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова:
Царица радуга, впусти
Нас в свой волшебный мир,
Свои лучи нам подари,
О них нам расскажи!
И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живет царица Радуга. Обратила внимание детей на то. Что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Что радугу в древности называли – мостом между небом и землей. Предложила детям расположиться поудобнее и прочитала им сказку «Человек – радуга». А у детей еще надолго сохранился интерес к «необычной радуге».
Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию новых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.