Елена Штоль
Консультация для воспитателей «Социализация детей с ЗПР с помощью дидактической игры через экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей.
В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Публикация «Консультация для воспитателей „Социализация детей с ЗПР с помощью дидактической игры через экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывая и развивая детей в нашем детском доме, мы приобщаем их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формируем социальную компетентность в ходе общения и в совместной игровой деятельности детей.
В современной педагогической теории именно игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей успешнее происходит в игре. Игры экологического содержания занимают особое место в педагогическом процессе. Они имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективных средств обучения в непосредственно организованной и самостоятельной детской деятельности.
Часто у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.
Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Отмечается большое количество реакций, направленных против воли взрослого, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Для того чтобы развить познавательный интерес к миру природы у детей и сформировать у них систему элементарных экологических знаний. Во время занятий я ввожу словесный метод как беседа, которая осуществляется в строго определенной последовательности а помогает нам в этом схематические подсказки «расскажи-ка» - этот алгоритм позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. А также сюда можно отнести рассказ воспитателя, педагога психолога, чтение художественной литературы, проблемные вопросы, проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Одним из важных направлений коррекционной работы является сенсомоторное развитие в рамках продуктивной деятельности. Повышенное внимание уделяется развитию мелкой моторики. Развивая мелкую моторику у детей, мы развиваем речь.
Хочу представить вам материал, который я использую в своей работе – это пальчиковая гимнастика, «Ловкие пальчики», «Кто, что ест?», разрезные картинки, кубики, лабиринты, прописи для маленьких ручек – в процессе игры дети развивают мелкую моторику, расширяют речевой запас (активный, пассивный).
Также для детей с данной категории незаменимы речевые игры такие как : «Подобрать действия к предметам», «Один – много», «Четвертый лишний», «Назови сок, варенье», «Какие плады, на каком дереве растут», «Что общего», «Как называется?», «Узнай по описанию», «Найди разницу», «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», отгадай загадки, пословицы и поговорки. - Эти игры способствуют развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм).
В самостоятельной деятельности пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Времена года», «Предметы и контуры», «Что для чего?», «Подбери картинку», «Кто там, что там?», «Чья тень?» «Вкусняшка»- Эти игры способствуют развитию речи, внимание, образную и смысловую память, закладывают основу логического мышления, логическую связь, учиться классифицировать предметы, группы предметов обобщать словами, обогатить словарный запас.
Анализируя свою работу и всех специалистов, я с уверенностью могу сказать, что решая задачи, поставленные в дидактической игре, дети учатся вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Опираясь на правила дидактической игры учатся соблюдать очерёдность, при распределении ролей – регулирует организационные отношения детей.
Я предлагаю продолжать содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.
В игровой деятельности дети осваивают первоначальные представления социальных отношений через элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формируются гендерная, семейная, гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Картотека дидактических игр :
«Лото в мире животных» - развивает речь, память. Закрепляет название животных, насекомых, птиц, морских животных.
«Найди отличия» - развитие речи, внимание.
«Времена года» - закреплять знания об особенностях профессий и предназначении различных орудий труда, логическое мышление, усидчивость, внимательность, память, речь.
«Предметы и контуры» - внимание, зрительное восприятие, память, пространственное мышление, развивает речь.
«Что для чего?» - развитие речи, внимание, образную и смысловую память, закладывает основу логического мышления.
«Подбери картинку» - внимание, память, мышление, учиться классифицировать предметы, группы предметов обобщать словами, обогатить словарный запас.
«Ловкие пальчики» - развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, развивать речь.
«Кто, что ест?» - развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, развивать речь.
«Кто там, что там?» - развивается связная речь, память, внимание, логическую связь. (собака живет в будке, грибы собирают в корзину и т. д.)