Алёна Питченко
Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание»
Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей :
Публикация «Консультация „Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Дошкольный период является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки, но и при необходимости соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы. То есть осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребёнка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П. И. Чайковского, А. Вивальди. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. В пластике ещё и ещё раз переживает состояние того или иного образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.
Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, путешествуем по разным временам года. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.
Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.
Обобщая все выше изложенное я пришла к мысли о создании проекта «Музыка в природе», уделив теме экологического воспитания детей на музыкальных занятиях особое внимание.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал.
А сейчас, уважаемые коллеги, я прошу вас выполнить несколько заданий!
Задание №1
Вы должны прослушать одно произведение из цикла «Времена года», и дать характеристику к какому времени года это музыка подходит больше всего. А чтобы лучше погрузиться в музыку я предлагаю вам сесть по удобнее и закрыть глаза. (Слушание, анализ и сравнение). Сейчас мы проверим, кто был прав! Вы прослушали «Тему зимы» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди.
Задание №2
Выполним с вами музыкальную пальчиковую гимнастику «Листья осени». (Выполняют упражнение).
Задание №3
И последнее задание, мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес, где на тропинке встретим разных животных, а какие это животные мы будет узнавать по мелодии, поэтому слушаем внимательно! (Слушание, представление).
Ну и в завершении хочется сказать:
«Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.
Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!»
Всем спасибо! У меня всё!