Валентина Белоусова
Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы
Мы, педагоги, в последнее время можем наблюдать, как бурно по просторам родной страны идет развитие информационных технологий. Какие умницы наши дети, как быстро и ловко они ориентируются в поставленных задачах, связанных с компьютером. И все чаще мы озадачиваемся тем, что социальное развитие дошкольников не соответствует современным нормам, а большинство детей дошкольного возраста не умеют правильно общаться. Недостаточное развитие коммуникативных качеств вызывает серьезную озабоченность у воспитателей дошкольников. Формирование коммуникативных качеств – важное условие нормального психологического развития ребенка, ведь они являются одной из составляющих нравственного развития ребенка. Исследования последних лет в области педагогики, психологии и возрастной физиологии показали, что возможности детей дошкольного возраста в усвоении знаний, умений и навыков в формировании способностей и нравственных черт личности значительно выше, чем предполагалось до сих пор. Особенно подчеркивается роль дошкольного детства в развитии личности. От того, как будет обеспечено развитие ребенка в дошкольном детстве, во многом зависит его будущее. Рассматривая процесс нравственного воспитания, педагогика выдвигает идею прижизненного усвоения ребенком нравственных норм, целенаправленного формирования у него нравственных качеств и опыта взаимоотношений под влиянием воспитателя.
Публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Роль воспитателя в создании условий для постоянного упражнения детей в нравственных поступках огромна. К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих их людей, детей и взрослых, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении.
Необходимо расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими, формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам, воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях. Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации, и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).
В результате многолетней работы я пришла к выводу, что для развития коммуникативных навыков и способностей необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности. Но все же в совместной работе с детьми я чаще всего использую такой методический прием как чтение художественной литературы, художественных произведений.
Художественная литература – наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства. Литература позволяет ребенку понять многие общечеловеческие проблемы. Она обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий его реальный мир. Литературные произведения развивают ребенка всесторонне, но особая роль литературы в формировании у детей коммуникативных качеств. И здесь очень помогают произведения В. Осеевой, В. Драгунского, Л. Толстого, Н. Носова, Е. Пермяка, Л. Пантелеева, Э. Шима и других писателей.
Нельзя забывать всеми любимые сказки. В них можно найти полный перечень человеческих проблем и различные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают некий опыт жизненных ситуаций. После прочтения рассказов или сказок, мы с детьми обсуждаем прочитаное, анализируем, дети находят ответы на задаваемые мной вопросы. Когда смысл произведения проработан, необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.
Чтение художественной литературы формирует у старших дошкольников умение сопереживать, радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих неприятностей; позитивно относиться к людям, распознавать эмоции других, владеть своими чувствами. Дети учатся выражать свои чувства и потребности с помощью вербальных и невербальных средств. У них развивается умение сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, с взрослыми.
При формировании у детей какого-либо коммуникативного качества педагог опирается на художественный образ, к которому у детей уже создано эмоциональное отношение, и это скорее вызовет у детей желание поступать в соответствии с преподнесенным правилом, чем назидание. Детям трудно самостоятельно регулировать свои поступки, потому что всякий раз перед ними возникает довольно сложная задача: оценить ситуацию, ее моральный смысл, выбрать моральное право, определить поступок, удовлетворяющий нормам морали. Но ребенок не всегда способен провести такой анализ, может ошибиться в оценках сложившейся ситуации. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям в оценке нравственного смысла произведения.
Результат моей работы не всегда бывает сиюминутным. Порой дети не могут действия героев перевести на себя, использовать опыт героев в своей жизни. Иногда затрудняются определить главное в произведении. Но все же проводимая в системе работа дает ощутимые результаты. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Список литературы
1. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки». Томск., 2004.
2. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». М., 2003.
3. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986.
4. Нечаева В. Т. «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984
5. Жукова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
6. Дурова Н. В. «Очень важный разговор», Москва, Мозаика-Синтез, 2002.
7. Шипицына Л. О. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2003.