Ирина Борисенко
Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Борисенко Ирина Александровна
Одной из важнейших задач всестороннего развития современной молодёжи является воспитание музыкальной культуры. Её основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкально-дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на неё, приобщение их к разнообразным видам музыкальной де
ятельности (слушанию, пению, музыкально – ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, что позволяет развивать общую му-
зыкальность ребёнка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом
и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чём она «расска-зывает», способен сравнить услышанное с чем- то предметным, уже встречав
шемся ему в жизни. Музыкальные образы «…побуждают ребёнка к сопере –
живанию и заставляют задуматься над тем, о чём музыка «рассказывает», -
пишет Н. А. Ветлугина, «Ребёнок не просто воспринимает музыкальные звуки,
красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем- то реальным.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому
необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д., различать музыкальные произведения по жанру, характеру. В этом дошкольникам помогают музыкально – дидактические пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».
Наглядные пособия – эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников – Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.
Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально – сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармоничский слух, чувство лада, темпа. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные знания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус.
К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально – дидактические пособия и настольные музыкально – дидактические игры.
Между ними много общего. И те и другие служат, прежде всего, учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Однако между музыкально – дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально – дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально – дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий, в то время как музыкально – дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях.
Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку, т. е. участвовать, будут побуждать детей к творчеству, приобщать их к прекрасному миру музыки.