Наталья Курдюмова
Музыкально-дидактические игры и методика их проведения
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры и методика их проведения.
Музыкально-дидактические игры - это большие помощники в развитии музыкальных способностей дошкольников. Они используются в разных разделах работы по музыкальному воспитанию детей.
Публикация «Музыкально-дидактические игры и методика их проведения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э. П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных спо-собностей. Она разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошколь-ников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
5. Настольные музыкально-дидактические игры представлены в опреде-лённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко - тихо, в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо, а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н. А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три ви-да :
1. Спокойное музицирование. (настольные)
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, лов-кости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных за-даний (подвижные).
3. Игры, построенные по типу хороводных.
4. В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведе-ние.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 - 3 детьми, награждается фишкой, флажком.
Играя в красочно оформленные игры, дети быстрее усваивают требова-ния программы в области слушания музыки, пения, развития музыкаль-но-ритмических движений.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, ти-хие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены зву-чания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнова-ние: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у за-ранее обозначенного места и т. д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или кол-лектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого реги-стра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители по-ощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это дви-жением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Если при проведении музыкально - дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного го-да все они выполняют верно.
В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удоволь-ствием.
Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе кото-рых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства му-зыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги ис-пользуют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произ-ведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пе-ние, звуки различных музыкальных инструментов : погремушек, бараба-на, дудочки и т. д.
Музыкально-дидактическим материалом игр является:
• песни, инструментальные произведения;
• набор музыкальных инструментов;
• наборы музыкальных игрушек.
Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют опреде-лённые правила, игровые действия или сюжет. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для нагляд-ной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и дру-гих выразительных средств.