Анна Маслова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры для приобщения детей к труду в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: "Дидактические игры для приобщения детей к труду в природе"
Важным показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которого углубляются и закрепляются экологические представления и проявляются гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим законам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры для приобщения детей к труду в природе“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основная цель дидактических игр состоит в том, что чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к экологической деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Дидактические игры данного направления также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической воспитанности, степени овладения детьми трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. Вместе с тем, в процессе трудовой деятельности дети получают много новых представлений о растениях, животных, закрепляют уже имеющиеся.
Таким образом, дидактические игры, содержание которых направлено на создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, обеспечивают развитие экологического сознания,формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Посредством дидактических игр у детей развивается интерес к трудовой деятельности в природе, сознательное, ответственное отношение к ней. В труде, сопровождаемой игрой, дошкольники усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, а труд становится осмысленным и целенаправленным.
Д/и "Заготавливаем корм для животных и птиц"
ЦЕЛЬ: активизировать детей в труде по уходу за животными, вызвать эмоциональное отношение к данному виду труда.
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря (по одной, рябины, яблок, капусты, листьев, зернышек (по 6 - 8 штук).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: "заготовка корма", разыгрывание фантов.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: быть внимательным, искать корм, который любят показанные воспитателем птицы и животные.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель предлагает дошкольникам покормить живущую в группе канарейку (другую птицу или животное). При этом обнаруживается, что нет корма (заранее создается такая ситуация). Воспитатель говорит детям, что нужно всегда заготавливать корм заранее, и предлагает поиграть в игру "Заготавливаем корм для животных и птиц". У воспитателя картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря. На полу разложены картинки с изображением корма (материалы). Когда воспитатель показывает картинку с изображением, например, черепахи, дети из разложенных на полу карточек должны выбрать те, на которых нарисован корм для черепахи (трава, листья, капуста).
РЕЗУЛЬТАТЫ: тот, кто правильно подберет корм, молодец. Кто ошибется, выполняет задание, данное воспитателем.
Д/и "Скорая помощь"
ЦЕЛЬ: развивать и поддерживать у детей желание ухаживать за комнатными растениями ; формировать навыки навыки правильного ухода за зелеными друзьями; приобщать к труду экологического содержания.
МАТЕРИАЛ: 5 - 6 комнатных растений, нуждающихся в комплексном уходе.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: "постановка диагноза", назначение "лечения" растению.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: приступает к "лечению" тот ребенок, который правильно "поставит диагноз".
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель, показывая дошкольникам растения, нуждающихся в уходе, говорит: "Ребята, посмотрите, что - то стали грустными наши цветы. Может быть, они заболели?". Затем предлагает ребятам побыть в роли врача, "поставить диагноз" и назначить растению "лечение" (правильно рассказать о том, например, как вытереть листики) влажной тряпочкой, обрызгивая их водой (или проводить рыхление после полива почвы и т. д).
РЕЗУЛЬТАТЫ: тот, который правильно "поставит диагноз" и назначит "лечение", начинает его проводить.
Д/и "Вырасти новое растение".
ЦЕЛЬ: закрепить представления о различных способах размножения растений; вызвать интерес к предстоящей деятельности по выращиванию растений.
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением овощных и цветочных культур (картофель, лук, традесканция, тюльпан, бегония) и карточки с семенами, клубнями, листьями, соответствующими различным способам размножения растений, фишки, эмблемы.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: поиск и показ нужных картинок.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: быть внимательным, находить и показывать нужную картинку.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям побыть в роли садоводов и овощеводов, и самим вырастить растение. "Но прежде чем приступить к работе, - говорит педагог, - необходимо получить разрешение. А оно выдается только тем ребятам, которые знают, из чего выращиваются различные растения".
Далее воспитатель демонстрирует картинки с растениями, а дети должны показать карточки, изображающие способы их размножения. Тот, кто правильно выполнить задание, получит фишку.
РЕЗУЛЬТАТЫ: детям, получившим фишки, вручаются эмблемы садоводов и овощеводов, которые являются своеобразным допуском к выполнению трудовых поручений по выращиваю растений.