Светлана Шарова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры с использованием природного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
«Давайте поиграем»
Дидактические игры с использованием природного материала
Игры с природным материалом вызывают у детей большую заинтересованность. Такие игры являются необычными для них, в отличие от готовых, купленных в магазине. Дидактические игры с природными материалами являются основным способом сенсорного развития познавательной деятельности детей. Они развивают у детей художественные способности, фантазию, воображение, мелкую моторику
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры с использованием природного материала“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из природного материала
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Природный материал. Консультации
- Темочки
Вo второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие.
Проводя дидактические игры с детьми 4-5 лет — средняя группа,—учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.
Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.
1. Выбор игр в соответствии с возрастом детей детей
Выбирая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если предварительно наметить дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:
1. находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх (вначале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками);
2. находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия;
3. выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления;
4. узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира;
5. группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее;
6. находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки;
7. находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить абстрактно.
В играх с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя; затем несколько детей совместно составляет описание, а кто-то один отгадывает, и только после этого уже одному ребенку предлагают самостоятельно перечислить отличительные признаки предмета.
При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.
Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.
Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.
С младшего дошкольного возраста надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.
В ходе игры у малышей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов.
Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры, надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.
Благодаря природным факторам, значительно богаче становится содержание игр по формированию элементарных математических представлений (д/и «Кто быстрее соберет», материал шапочки желудей разные по форме, «Найди отличия», возможны различные варианты, «Лото из камушков», «Что изменилось?», материал осенние листья.
Описываемые игры вариативны, их можно усложнять по мере накопления конкретных представлений детей об окружающем мире. Дидактические задачи в играх с природными материалами могут быть самыми разнообразными, в зависимости от целей их постановки взрослым и желании реализации ребенка.
Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию. лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом. для детей лучшая игрушка — куча песка».