Ольга Никонова
Консультация для воспитателей «Логопедические игры с мячом для детей с нарушением речи и зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
Игры с мячом на занятиях логопеда для детей с нарушением речи и зрения.
Косоглазие и амблиопия, как сложный зрительный дефект, приводят к речевым нарушениям, снижению двигательной активности детей, согласно исследованиям Л. С. Сековец, Л. И. Солнцевой. Используя любимую игрушку многих ребят мяч, можно сделать логопедическое занятие более динамичным. Игры с мячом отвлекают ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
Публикация «Консультация для воспитателей „Логопедические игры с мячом для детей с нарушением речи и зрения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Бросая мяч, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, регулировать силу и точность движений, прослеживать взглядом за движением мяча.
Параллельно мы занимаемся автоматизацией звукопроизношения, расширением словарного запаса, развитием грамматического строя речи.
Рассмотрим примеры игр с мячом на занятиях логопеда :
Игра «Скажи наоборот»
Цель:закреплять навык подбора слов, противоположных по значению (антонимов). Игра проводится после предварительной работы с картинками.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч, говорит слова и предлагает ребё нку вернуть мяч и ответить наоборот:
Высокий дом - низкий дом
Молодой человек –. пожилой человек
Чистые руки – …грязные руки;
веселый мальчик– грустный мальчик;
Длинный бинт – короткий бинт;
Холодный чай – горячий чай.
Игра «Мяч лови, овощи назови (деревья назови)».»
Цель:расширение словарного запаса, за счёт употребления обобщающих слов. Развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Описание игры. 1 вариант: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Возвращая мяч, ребенок должен назвать относящиеся к этому понятию предметы.
Взрослый: Дети:
Овощи морковь, капуста, помидор, огурец….
Фрукты банан, яблоко, груша…
Ягоды клубника, малина, вишня, брусника…
Деревья липа, берёза, дуб, клён…
Домашние животные кот, корова, лошадь, собака, овца, кролик…
Дикие животные тигр, лев, слон, волк, лиса, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы чайка, стриж, ласточка, скворец…
Зимующие птицы ворона, воробей, синица, сова, клёст…
Одежда пальто, платье, рубашка…
И т. д.
2 вариант. Взрослый называет видовые понятия, а ребёнок обобщающие слова.
Игра "Один – много"
Цель:закрепление в речи детей различных способов образования форм множественного числа существительных.
Взрослый, бросая мяч, называет имена существительные в единственном числе. Ребёнок, возвращая мяч, называет имена существительные во множественном числе.
Взрослый ребёнок
мяч мячи
дом дома
окно окна
кольцо кольца
ухо уши
стул стулья
дерево деревья
лист листья
лисёнок лисята
зайчонок зайчата
Крыло крылья
Игра "Назови ласково"
Цель:закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например яблоко, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (яблочко)
Яблоко. (яблочко)
Груша. (грушка)
Слива. (сливка)
Вишня. (вишенка)
Ананас. (ананасик)
слон. (слоник)
крокодил. (крокодильчик)
бегемот. (бегемотик)
жираф. (жирафчик)
шар. (шарик)
ключ. (ключик)
Игра "Кто чем занимается"
Цель:закреплять знания детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
1 вариант : взрослый, бросая мяч, называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, называет, что делает человек этой профессии.
Взрослый: Ребё нок:
Учитель учит
Повар варит
Строитель строит
Маляр красит
Художник рисует
Продавец продает
Писатель пишет
Пастух пасёт
Шофёр водит машину
2 вариант: Взрослый называет, что делает человек данной профессии, а ребёнок, возвращая мяч, отгадывает профессию.
Игра "Чье гнездо?", "Чьи перья?"
Цель:расширение словаря детей за счёт образования притяжательных прилагательных, развитие ловкости, быстроты реакции. Игра проводится после обсуждения картинок.
Взрослый, бросая мяч, говорит: «Гнездо грача…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «грачиное».
Гнездо грача – грачиное
гнездо соловья -
Гнездо журавля -
Перо у лебедя–
Гнездо воробья-
Перо у курицы -
Гнездо скворца –
Гнездо ласточки
Перо у утки –
Перо у индюка –
Можно предложить детям составить предложения с этими прилагательными.
Использование игр с мячом на логопедических занятиях способствует расширению словарного запаса и формированию грамматического строя речи у детей, имеющих речевые и зрительные нарушения, развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
Игры удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, могут проводиться на прогулке, дома с родителями.