Татьяна Виноградова
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста"
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.
В наше время развитие речи у детей в раннем возрасте является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь - это не только слова, произнесенные вслух, а это, прежде всего сознание человека, которое существует на основе языка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка.
Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего мира и формируется по определенным принципам. На ее развитие и становление оказывает влияние генетики, окружающие взрослые и сверстники. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности.
В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника — в переводе с греческого - «искусство запоминания» совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих.
Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать уже с раннего возраста.
Первое знакомство с мнемотехникой у ребенка происходит в первые дни посещения детского сада. Для того чтобы запомнить где его шкаф, полотенце и кровать, на них наклеивается картинка, например, «Солнышко». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Солнышко» - это его вещи.
Свою работу я начала с того, что познакомила детей с мнемоквадратами- понятными изображениями, которые обозначают одно слово (лиса, белка, елка, лягушка, цыпленок, солнышко).
Затем задание усложняется. По наводящим вопросам дети дают характеристику той или иной картинке. Получается словосочетание или простое предложение. (Лиса рыжая, хитрая. У белки красивый пушистый хвост. Солнце желтое, теплое. Маленький желтый цыпленок и т. д.)
Для детей раннего возраста необходимо давать цветные картинки, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса, белка, морковка – оранжевого цвета, солнышко, цыплята - желтого цвета, у петушка гребешок – красного цвета, мышка и волк - серые, лягушка, елочка, травка - зеленого, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы.
После мнемоквадратов начинается знакомство детей с мнемодорожками – это уже квадрат из двух - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. Вначале это были мнемодорожки состоящие из двух квадратов. По ним дети составляли предложения. Всем известная игра «Найди мою маму». Дети составляют сами квадратики, а потом составляют предложения по изображению. (У коровы - теленок. У кошки - котенок. У курочки - цыплята)
Мнемодорожки активно использую в работе при знакомстве детей с характеристиками и повадками животных. Всем известная игра «Кто, где живет». Рассматривается изображение каждого квадратика. Затем ребенок обьединяет увиденное, в предложения.
Точно по такому же сценарию проходит игра «Кто что ест». Дети называют животного на первом квадратике и пищу этих животных на втором квадратике. Затем эти слова обьединяются в предложение.
Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы, аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников). Кроме развития связной речи у детей, эти игры несут еще и познавательную функцию.
Для детей постарше постепенно ввожу мнемодорожки из трех мнемоквадратов. Конечно для детишек трех летнего возраста это сложновато. Но наверняка в каждой группе есть дети, которые идут на «опережение». Поэтому для таких детей такие задания интересны и познавательны. Так по одной мнемодорожке можно узнать все про медведя, белку или лису. Мы вместе с детьми рассматриваем каждый мнемоквадратик. Я даю им образец рассказа, используя ту или иную мнемодорожку. После этого дети сами с удовольствием рассказывают по картинкам.
Затем знакомлю детей с самой сложной структурой – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Но в данном возрасте я использую мнемотаблицы только для заучивания стихотворений, потешек или рассказывания сказок.
Ну к примеру, всем знакомые стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» : «Мишка», «Зайка», «Наша Таня громко плачет».
По такому же сценарию заучиваются и потешки.
С помощью мнемоквадратиков дети легко воспроизводят увиденное, словесно.
С интересом повторяют слова в стихотворении «Фрукты» и «Овощи», тем самым закрепляя название фруктов и овощей. Дети с удовольствием пользуются такими карточками-таблицами, самостоятельно рассматривая изображение.
Картинки для мнемотаблиц можно рисовать самим. Я использую картинки из старых книг или пользуюсь интернет ресурсами.
Использование мнемотаблиц по рассказыванию сказок, дает положительный эффект на развитие речи детей. Пока мы рассказываем только три русские народные сказки. Но дети с большим удовольствием это делают. Сначала я им рассказывала сказку с использованием наглядности. Затем дети дополняли мой рассказ увиденными в таблице картинками. Сейчас некоторые дети самостоятельно берут таблицу, и, проводя пальчиком по квадратикам, рассказывают сказку.
Деткам, которые хорошо говорят можно усложнить задание. Я подготовила пустые квадратики, но не в таблице. Эти квадратики обьединены в мнемодорожку. Дети по ходу рассказывания выкладывают героев сказки в каждый квадратик. Этот прием я еще использую для тех детей, которые плохо разоваривают. Сама рассказываю сказку, а они выкладывают героев в квадратики.
При воспитании у детей самостоятельности использую мнемотаблицы -алгоритмы мытья рук и одевания на прогулку. Идет обучение детей правильной последовательности действий, а также их проговаривание. Тем самым развиваем связную речь детей.
Для того, чтобы мнемотаблица, как наглядное пособие по развитию речи малышей, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
2. Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
3. Соответствовать уровню развития детей.
В ходе использования приема мнемотехники я выделила следующие принципы в работе с детьми:
• Системный, т. к. мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
• Личностный, т. к. мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
• Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.
• Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
• Информационный – ребёнок через таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Вывод: Я считаю, что использование приемов мнемотехники с раннего возраста дает положительную динамику в развитии речи детей. Расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень. Позволяет научить детей рассказыванию, а также умению представлять объект рассказа.
Используемая литература :
1. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста».
2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994.