Николаева Светлана Павловна
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Что такое мнемотехника?
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
«Мнемотехника» – техника запоминания, включающей систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Название происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Проблема развития памяти у дошкольников является значимой, так как дети еще не обладают навыками чтения, с трудом запоминают на слух тексты, стихи, которые необходимо заучить и воспроизвести.
Мнемотехника помогает предоставить информацию для запоминания в наглядной форме, упростить процесс ее запоминания и воспроизведения.
Цель использования мнемотехники в детском саду : создать условия для запоминания и воспроизведения детьми текстовой информации, предназначенной для заучивания.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
6. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
7. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
В основе мнемотехники лежит механизм ассоциаций, связывания отдельных знаков, условных обозначений со словами и фразами.
Работа проводится в три этапа.
Первый этап: работа с мнемоквадратами.
Детям предлагается подобрать для отдельных слов или фраз условные обозначения, например, к словам стихотворения С. Я. Маршака «Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!».
Рис. 1. Мнемоквадраты
На втором этапе из квадратов составляют мнемодорожку (рис. 2).
Мой веселый, звонкий мяч Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!
Рис. 2 Мнемодорожка
На третьем этапе из полосок мнемодорожек далее составляют мнемоквадрат для заучивания всего стихотворения или текста.
Рис. 3. Мнемотаблица (Е. Благинина)
Рис. 4. Мнемотаблица (И. Муравейко)
Рассмотри работу по развитию связной речи детей с использованием мнемотаблиц при подготовке к пересказу русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Цель. научить детей пересказу сказки с использованием мнемотаблиц.
Задачи: расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки; развивать активную связную речь у детей; воспитывать любовь к сказке.
Материал. 3 мнемотаблицы.
Первый этап. Рассказывание сказки воспитателем. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено (рис. 5).
Рис. 5. Мнемотаблица № 1 к сказке «Гуси-лебеди»
Пересказ сказки совместно воспитателя с детьми с опорой на образы (мнемотаблицы).
Вариант 1. Рассматривание всех картинок по таблице.
Задание. В соответствии с опорой на образы в мнемотаблице (воспитатель рассказывает, что она означает) в первом квадратике изображены Аленушка и братец Иванушка, во втором — Гуси-лебеди унесли Иванушку, в третьем — встретилась печка; т. е. пересказ сказки.
Вариант 2. Показ мнемотаблицы без картинки – яблоня (рис. 6).
Рис. 6. Вариант мнемотаблицы № 2.
Задание. Какого героя не хватает из сказки?
Вариант 3. Рассматривание мнемотаблицы с вопросительным знаком (рис. 7).
Задание. Что было бы с Аленушкой и Иванушкой, если на пути бы им не встретилась «печка»?
Рис. 7. Мнемотаблица № 3.
Таким образом, пересказ сказки для детей превращается в увлекательную игру с использованием проблемных ситуаций, поисковых действий, что значительно повышает интерес детей к занятию, к запоминанию содержания сказки.
Можно сделать вывод, что мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотехника помогает предоставить информацию для запоминания детей в наглядной форме, упростить процесс ее запоминания и воспроизведения.