МААМ-картинки

Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста»

Бояренова Светлана
Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Как показывает практика, многие дети не умеют сотрудничать со сверстниками. Преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляется разочарование, обида, агрессивность, эмоциональная подавленность. В дальнейшем, для успешного обучения в школе, детям необходимо научиться работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в условиях специально организованной деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта совместного с другими существования.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром. Социальная неуверенность - прежде всего неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти свое место среди людей. Социальная неуверенность может стать личностным качеством и перейти во взрослую жизнь.

Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т. д.). В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде. В процессе взаимодействия с объектами, с людьми ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним.

Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок, может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что отражается на его развитии.

Социально неуверенное поведение характеризуется

несколькими аспектами:

1. Причинами социально неуверенного поведения являются социальные страхи (страх расставания с близкими, страх быть в центре внимания, страх социальных контактов и т. д.) и дефицит социальных навыков.

2. Порочный круг «социальный страх - социально неуверенное поведение» постепенно становится установкой, которая приводит к реакции беспомощности и проявляется в форме пассивности, избегания, отчуждения, неприятия, безынициативности и т. п.

3. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при мысленном или реальном взаимодействии с социумом.

4. Для социально неуверенного поведения характерно: повышенное внимание к себе, которое выражается в неадекватном, искаженном восприятии воздействий, в желании играть одному, разговаривать с самим собой, сочинять истории и т. п. ; неадекватная самооценка, ожидание неудач, неуспешность; повышенная зависимость от оценки окружающих, недоверие к себе.

5. Признаками социально неуверенного поведения являются поведенческие стереотипы.

Признаки социально неуверенного ребенка

Для социально неуверенных людей характерна беспокойная моторика или пониженная моторная активность; вялая мимика, трудности в установлении перцептивных и эмоциональных контактов (прикосновение, взгляд и т. п.); тихая, невнятная, невыразительная или громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная речь; трудности в вербальном выражении своего эмоционального состояния, в ласковом назывании себя по имени; отказ от социальных контактов (особенно с незнакомыми людьми, самоизоляция в группе; неумение самоутверждаться (выдвигать требования к другим, отказывать, высказывать свое мнение, критиковать и принимать критику, идти на компромисс); неумение налаживать контакты, сближаться с другими людьми; паника при трудностях.

Поэтому перед педагогами стоит задача помочь детям найти свое место в обществе, приобрести социальную уверенность.

Социальная уверенность - это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, с окружающим миром, применяемый на основе освоения личностью позитивного социального опыта в процессе деятельности.

В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», возникающая у человека в процессе социального взаимодействия.

Социально уверенное поведение характеризуется

следующими умениями:

- проявлять волю, принимать собственное решение, прогнозировать последствия своих действий и ситуаций;

- выбирать способ поведения и действия, оптимальные и характерные для той или иной коммуникативной ситуации;

- управлять блокирующими чувствами, т. е. негативными эмоциями (гнев, агрессия, ненависть, обида, вина и т. п., трансформировать их в продуктивную форму поведения;

- реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за счет других); к умениям выражать свои права и чувства по отношению к другому человеку относится умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т. п.);

- адекватно воспринимать и интерпретировать похвалы, адекватно оценивать себя в общении с другими людьми;

- разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт.

Признаки социально уверенного ребенка

У социально уверенного ребенка сияющие глаза, прямая осанка; движения энергичны, походка гибкая, эластичная; в теле отсутствует напряжение; отмечается выразительность, связность, средний темп речи. Он эмоционально открыт для контакта с другими, для предложений и побуждений, может заявить о себе, выступить в роли лидера, с ним можно договориться. Он стремится к установлению контактов, умеет выразить свои намерения и чувства.

Основной деятельностью, в которой может полноценно осуществляться эмоциональное и социальное развитие дошкольника, является игра. В игре, не только моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила, но и происходит побуждение ребенка к экспериментированию, созданию своих вариантов игры.

Этапы развития социализации

1-й этап направлен на знакомство, объединение, эмоциональное сближение детей, создание коллектива.

2-й этап направлен на развитие самосознания, позитивного самовосприятия и навыков самоутверждающего поведения.

3-й этап направлен на развитие эмоциональной сенситивности, социально-перцептивных способностей.

4-й этап направлен на приобретение детьми навыков сотрудничества.

5-й этап направлен на развитие социально-коммуникативных умений детей.

Основной формой организации педагогической работы является занятие, проводимое один раз в неделю с небольшими подгруппами детей (10-12 человек).

Структура занятия:

• Вводная часть, направленная на создание мотивации, установление контакта с детьми, эмоционального настроя. Для социально неуверенных детей во вводной части важна эмоциональная поддержка и контакт со взрослым.

• Основная часть, содержащая игры, упражнения, задания, несущие смысловую нагрузку по реализации поставленных задач. В этой части в дети погружаются в мир сказочных путешествий, приключений. Дети осваивают новые знания о себе, сверстниках, окружающем мире, познают способы взаимодействия с ними, овладевают умениями и навыками общения в совместной деятельности.

• Заключительная часть, направленная на закрепление позитивного опыта переживаний, выражения своего эмоционального состояния, включающая подведение итогов. В этой части занятия важно еще раз подчеркнуть для социально неуверенного ребенка значимость его достижений, результата деятельности с другими детьми, что закрепит у него позитивные представления о себе и своих возможностях.

В конце занятия или сразу же после него нужно подвести итоги:

побеседовать с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы поиграть в свободное время, приятно ли им было общаться друг с другом, удавалось ли достичь согласия в игре. Расспросить детей о полученных переживаниях, о настроении. Предоставить возможность каждому высказаться, не принуждая при этом к ответу. Отметить те изменения, которые произошли в детях. Поделиться с детьми впечатлениями, чувствами, которые Вы испытывали на занятии.

Перейти к другой деятельности поможет «прощание», когда дети собираются в круг, берутся за руки, подходят к центру круга и, соединяя руки вместе, смотрят в глаза друг другу.

Формы организации деятельности

с детьми вне занятий

1. Групповые ритуалы (приветствия, прощания).

- Ритуал приветствия проводится в начале дня. Он выполняет функцию установления эмоционально позитивного контакта педагога с каждым ребенком.

- Ритуал прощания проводится в конце дня. Он позволяет закрепить положительные переживания ситуаций групповой деятельности и взаимоотношений в группе.

Ритуалы должны быть динамичными, эмоциональными. Их продолжительность не более 3-х минут. Использование ритуалов создает у детей ощущение безопасности, поддержки, способствует групповой сплоченности, более открытому выражению чувств.

2. Минутки общения. Это игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям сбросить напряжение после занятия, получить заряд радости, бодрости, поддержать атмосферу доброжелательности и доверия. Они проводятся в течение 3-5 минут на одном из перерывов между занятиями.

3. Дружеские посиделки. Это 10-минутные беседы, которые проводятся в конце дня. Цель их - закрепить позитивные переживания детей, полученные ими в течение дня, развить способность к рефлексии как групповой, так и собственной деятельности.

Дети могут делиться своими достижениями, успехами дня, подводить итог своей и групповой деятельности. Педагог может стимулировать высказывания детей вопросами.

Можно предложить детям высказаться по кругу или передавая «волшебный предмет» тому, кто хочет поделиться впечатлениями о проведенном дне. В заключение высказывается педагог, сообщая о своих чувствах, давая оценку группе в целом. Дружеские посиделки завершаются ритуалом прощания.

4. Групповые дела. Они предусматривают участие детей и родителей в жизни группы. Это - оформление групповых помещений, создание групповых альбомов, стендов, групповой атрибутики и символики и т. д.

5. Совместные мероприятия с детьми других групп. Предусматривают участие в совместных развлечения, играх, конкурсах детей, посещающих разные группы детского сада.

6. Праздники - это совместная деятельность детей, организованная в рамках определенного сценария. Эта форма работы дает возможность социально неуверенному ребенку продемонстрировать свои умения, возможность включиться в общее эмоциональное действо. Сочетания сказочного сюжета, игр и различных заданий позволяют ему участвовать в общей деятельности детей, выполняя посильные для него действия (несложные танцы, пение вместе с другими детьми, чтение стихов).

7. Инсценировка сказок. Важна для освоения социально неуверенным ребенком опыта взаимодействия в сказочных ситуациях. Общаясь от лица героя сказки, социально неуверенный ребенок может осваивать различные способы и формы поведения, не опасаясь ситуации неуспеха.

8. Индивидуальная работа. Это могут быть индивидуальные беседы, поручения, обсуждение успешного опыта ребенка за день; нахождение вместе с ребенком различных стратегий поведения в конкретных ситуациях общения и др.

Методы и приемы, используемые при развитии

у детей социальной уверенности :

1. Наглядные:

- Показ используется педагогом и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество;

- Демонстрация желаемых форм поведения помогает социально неуверенному ребенку ориентироваться в многообразии человеческих взаимоотношений в ситуации общения;

- Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и диафильмов.

2. Речевые:

- Объяснение способов взаимодействия детей друг с другом на занятиях, инструктирование при выполнении отдельных игр и заданий; групповая и индивидуальная беседа на темы человеческих взаимоотношений и способов общения;

- Чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, содержащих в себе аспекты

социальных взаимодействий между их героями;

- Игры на развитие коммуникативных умений.

3. Практические методы: создание педагогом конкретных коммуникативных ситуаций, в которых ребенок может освоить

умения приветствия и установления контакта с другими детьми, взрослым,

умение знакомиться, просить о помощи и оказывать ее.

4. Игровые методы: создание необходимых условий для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности – игре.

5. Различные виды игр:

• Интерактивные - включают обмен действиями между участниками,

установление невербальных контактов.

В работе с социально неуверенными детьми при использовании этого

вида игр от взрослого требуется постепенность в усложнении игр и заданий и

последовательность в установлении контактов (от социально безопасных,

общепринятых, до тактильных, связанных с прикосновениями).

• Ритмические - связаны с ритмичным проговариванием слов и

выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и

передачей ритма;

• Коммуникативные - включают обмен высказываниями,

установление вербальных контактов;

• Игры-дискуссии - совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации.

• Творческие - подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы; игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации); ситуативно-ролевые

(направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях).

6. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и

невербальные техники) :

• Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей людей, их перемещений, пространственного расположения, отношений между ними и т. п.

• Упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с

социально неуверенными детьми. Ведь именно игра является той

практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир,

социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с

другими людьми.

Преимущества использования игровых методов для социально

неуверенных детей заключаются в следующем:

• игра помогает выразить скрытые чувства;

• игра помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные вопросы и проблемы;

• игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их

мотивацию;

• игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

• игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику

группового взаимодействия - формального и неформального;

• игра дает возможность учиться различным способам общения и

подчеркивает важность эмоциональных реакций;

• игра является мотивирующей и эффективной, поскольку

предполагает интересное действие;

• игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику

игры;

• игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам;

содержание и темп игры зависит от группы;

• игра устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными

ситуациями;

• в игре социально неуверенный ребенок учится контролировать свои

чувства и эмоции;

• игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях

общения на позитивные.

Для реализации всех техник важна внутренняя позиция педагога по отношению к ребенку:

• нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не

осуждать их;

• нужно хотеть услышать ребенка, быть полезным ему в обретении

уверенности в себе, а не заставлять действовать по желанию взрослого;

• нужно воспринимать ребенка как самостоятельную личность, не

брать на себя ответственность за его выбор, не пытаться все сделать самому

за ребенка, а искренне верить в его возможности разрешать свои проблемы.

Важным условием результативности работы является взаимодействие педагога, родителя и ребенка. Родители являются активными участниками педагогического процесса.

Только полная включенность в работу по освоению ребенком

позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения,

так и родителя в условиях повседневной жизни помогут ему в овладении

социальными умениями, навыками, в развитии социальных способностей и

социальной уверенности.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Тема: «Играй всегда, играй везде!» Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных технологий в практической.

Консультации для воспитателей «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста» Воображение и творчество являются одними из наиболее мощных движущих сил современного общества. В процессе творчества происходит эмоциональная.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может.

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, щебетание.

Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №222» Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Речь сопровождает практически все виды деятельности.

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста яв-ляется становление начальной коммуникативной компетентности ребен-ка.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром» Знакомим с окружающим миром К 6-7 годам у детей складываются определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторые.

Консультация «Формирование трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста» В старшей группе начинается активный процесс взросления ребёнка, следовательно, детская трудовая деятельность в условиях детского сада и.

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности, то ему можно подсказать в стихотворной форме:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 04:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Бояренова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД