Бояренова Светлана
Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
Как показывает практика, многие дети не умеют сотрудничать со сверстниками. Преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляется разочарование, обида, агрессивность, эмоциональная подавленность. В дальнейшем, для успешного обучения в школе, детям необходимо научиться работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в условиях специально организованной деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта совместного с другими существования.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром. Социальная неуверенность - прежде всего неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти свое место среди людей. Социальная неуверенность может стать личностным качеством и перейти во взрослую жизнь.
Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т. д.). В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде. В процессе взаимодействия с объектами, с людьми ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним.
Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок, может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что отражается на его развитии.
Социально неуверенное поведение характеризуется
несколькими аспектами:
1. Причинами социально неуверенного поведения являются социальные страхи (страх расставания с близкими, страх быть в центре внимания, страх социальных контактов и т. д.) и дефицит социальных навыков.
2. Порочный круг «социальный страх - социально неуверенное поведение» постепенно становится установкой, которая приводит к реакции беспомощности и проявляется в форме пассивности, избегания, отчуждения, неприятия, безынициативности и т. п.
3. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при мысленном или реальном взаимодействии с социумом.
4. Для социально неуверенного поведения характерно: повышенное внимание к себе, которое выражается в неадекватном, искаженном восприятии воздействий, в желании играть одному, разговаривать с самим собой, сочинять истории и т. п. ; неадекватная самооценка, ожидание неудач, неуспешность; повышенная зависимость от оценки окружающих, недоверие к себе.
5. Признаками социально неуверенного поведения являются поведенческие стереотипы.
Признаки социально неуверенного ребенка
Для социально неуверенных людей характерна беспокойная моторика или пониженная моторная активность; вялая мимика, трудности в установлении перцептивных и эмоциональных контактов (прикосновение, взгляд и т. п.); тихая, невнятная, невыразительная или громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная речь; трудности в вербальном выражении своего эмоционального состояния, в ласковом назывании себя по имени; отказ от социальных контактов (особенно с незнакомыми людьми, самоизоляция в группе; неумение самоутверждаться (выдвигать требования к другим, отказывать, высказывать свое мнение, критиковать и принимать критику, идти на компромисс); неумение налаживать контакты, сближаться с другими людьми; паника при трудностях.
Поэтому перед педагогами стоит задача помочь детям найти свое место в обществе, приобрести социальную уверенность.
Социальная уверенность - это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, с окружающим миром, применяемый на основе освоения личностью позитивного социального опыта в процессе деятельности.
В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», возникающая у человека в процессе социального взаимодействия.
Социально уверенное поведение характеризуется
следующими умениями:
- проявлять волю, принимать собственное решение, прогнозировать последствия своих действий и ситуаций;
- выбирать способ поведения и действия, оптимальные и характерные для той или иной коммуникативной ситуации;
- управлять блокирующими чувствами, т. е. негативными эмоциями (гнев, агрессия, ненависть, обида, вина и т. п., трансформировать их в продуктивную форму поведения;
- реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за счет других); к умениям выражать свои права и чувства по отношению к другому человеку относится умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т. п.);
- адекватно воспринимать и интерпретировать похвалы, адекватно оценивать себя в общении с другими людьми;
- разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт.
Признаки социально уверенного ребенка
У социально уверенного ребенка сияющие глаза, прямая осанка; движения энергичны, походка гибкая, эластичная; в теле отсутствует напряжение; отмечается выразительность, связность, средний темп речи. Он эмоционально открыт для контакта с другими, для предложений и побуждений, может заявить о себе, выступить в роли лидера, с ним можно договориться. Он стремится к установлению контактов, умеет выразить свои намерения и чувства.
Основной деятельностью, в которой может полноценно осуществляться эмоциональное и социальное развитие дошкольника, является игра. В игре, не только моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила, но и происходит побуждение ребенка к экспериментированию, созданию своих вариантов игры.
Этапы развития социализации
1-й этап направлен на знакомство, объединение, эмоциональное сближение детей, создание коллектива.
2-й этап направлен на развитие самосознания, позитивного самовосприятия и навыков самоутверждающего поведения.
3-й этап направлен на развитие эмоциональной сенситивности, социально-перцептивных способностей.
4-й этап направлен на приобретение детьми навыков сотрудничества.
5-й этап направлен на развитие социально-коммуникативных умений детей.
Основной формой организации педагогической работы является занятие, проводимое один раз в неделю с небольшими подгруппами детей (10-12 человек).
Структура занятия:
• Вводная часть, направленная на создание мотивации, установление контакта с детьми, эмоционального настроя. Для социально неуверенных детей во вводной части важна эмоциональная поддержка и контакт со взрослым.
• Основная часть, содержащая игры, упражнения, задания, несущие смысловую нагрузку по реализации поставленных задач. В этой части в дети погружаются в мир сказочных путешествий, приключений. Дети осваивают новые знания о себе, сверстниках, окружающем мире, познают способы взаимодействия с ними, овладевают умениями и навыками общения в совместной деятельности.
• Заключительная часть, направленная на закрепление позитивного опыта переживаний, выражения своего эмоционального состояния, включающая подведение итогов. В этой части занятия важно еще раз подчеркнуть для социально неуверенного ребенка значимость его достижений, результата деятельности с другими детьми, что закрепит у него позитивные представления о себе и своих возможностях.
В конце занятия или сразу же после него нужно подвести итоги:
побеседовать с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы поиграть в свободное время, приятно ли им было общаться друг с другом, удавалось ли достичь согласия в игре. Расспросить детей о полученных переживаниях, о настроении. Предоставить возможность каждому высказаться, не принуждая при этом к ответу. Отметить те изменения, которые произошли в детях. Поделиться с детьми впечатлениями, чувствами, которые Вы испытывали на занятии.
Перейти к другой деятельности поможет «прощание», когда дети собираются в круг, берутся за руки, подходят к центру круга и, соединяя руки вместе, смотрят в глаза друг другу.
Формы организации деятельности
с детьми вне занятий
1. Групповые ритуалы (приветствия, прощания).
- Ритуал приветствия проводится в начале дня. Он выполняет функцию установления эмоционально позитивного контакта педагога с каждым ребенком.
- Ритуал прощания проводится в конце дня. Он позволяет закрепить положительные переживания ситуаций групповой деятельности и взаимоотношений в группе.
Ритуалы должны быть динамичными, эмоциональными. Их продолжительность не более 3-х минут. Использование ритуалов создает у детей ощущение безопасности, поддержки, способствует групповой сплоченности, более открытому выражению чувств.
2. Минутки общения. Это игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям сбросить напряжение после занятия, получить заряд радости, бодрости, поддержать атмосферу доброжелательности и доверия. Они проводятся в течение 3-5 минут на одном из перерывов между занятиями.
3. Дружеские посиделки. Это 10-минутные беседы, которые проводятся в конце дня. Цель их - закрепить позитивные переживания детей, полученные ими в течение дня, развить способность к рефлексии как групповой, так и собственной деятельности.
Дети могут делиться своими достижениями, успехами дня, подводить итог своей и групповой деятельности. Педагог может стимулировать высказывания детей вопросами.
Можно предложить детям высказаться по кругу или передавая «волшебный предмет» тому, кто хочет поделиться впечатлениями о проведенном дне. В заключение высказывается педагог, сообщая о своих чувствах, давая оценку группе в целом. Дружеские посиделки завершаются ритуалом прощания.
4. Групповые дела. Они предусматривают участие детей и родителей в жизни группы. Это - оформление групповых помещений, создание групповых альбомов, стендов, групповой атрибутики и символики и т. д.
5. Совместные мероприятия с детьми других групп. Предусматривают участие в совместных развлечения, играх, конкурсах детей, посещающих разные группы детского сада.
6. Праздники - это совместная деятельность детей, организованная в рамках определенного сценария. Эта форма работы дает возможность социально неуверенному ребенку продемонстрировать свои умения, возможность включиться в общее эмоциональное действо. Сочетания сказочного сюжета, игр и различных заданий позволяют ему участвовать в общей деятельности детей, выполняя посильные для него действия (несложные танцы, пение вместе с другими детьми, чтение стихов).
7. Инсценировка сказок. Важна для освоения социально неуверенным ребенком опыта взаимодействия в сказочных ситуациях. Общаясь от лица героя сказки, социально неуверенный ребенок может осваивать различные способы и формы поведения, не опасаясь ситуации неуспеха.
8. Индивидуальная работа. Это могут быть индивидуальные беседы, поручения, обсуждение успешного опыта ребенка за день; нахождение вместе с ребенком различных стратегий поведения в конкретных ситуациях общения и др.
Методы и приемы, используемые при развитии
у детей социальной уверенности :
1. Наглядные:
- Показ используется педагогом и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество;
- Демонстрация желаемых форм поведения помогает социально неуверенному ребенку ориентироваться в многообразии человеческих взаимоотношений в ситуации общения;
- Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и диафильмов.
2. Речевые:
- Объяснение способов взаимодействия детей друг с другом на занятиях, инструктирование при выполнении отдельных игр и заданий; групповая и индивидуальная беседа на темы человеческих взаимоотношений и способов общения;
- Чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, содержащих в себе аспекты
социальных взаимодействий между их героями;
- Игры на развитие коммуникативных умений.
3. Практические методы: создание педагогом конкретных коммуникативных ситуаций, в которых ребенок может освоить
умения приветствия и установления контакта с другими детьми, взрослым,
умение знакомиться, просить о помощи и оказывать ее.
4. Игровые методы: создание необходимых условий для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности – игре.
5. Различные виды игр:
• Интерактивные - включают обмен действиями между участниками,
установление невербальных контактов.
В работе с социально неуверенными детьми при использовании этого
вида игр от взрослого требуется постепенность в усложнении игр и заданий и
последовательность в установлении контактов (от социально безопасных,
общепринятых, до тактильных, связанных с прикосновениями).
• Ритмические - связаны с ритмичным проговариванием слов и
выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и
передачей ритма;
• Коммуникативные - включают обмен высказываниями,
установление вербальных контактов;
• Игры-дискуссии - совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации.
• Творческие - подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы; игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации); ситуативно-ролевые
(направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях).
6. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и
невербальные техники) :
• Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей людей, их перемещений, пространственного расположения, отношений между ними и т. п.
• Упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).
Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с
социально неуверенными детьми. Ведь именно игра является той
практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир,
социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с
другими людьми.
Преимущества использования игровых методов для социально
неуверенных детей заключаются в следующем:
• игра помогает выразить скрытые чувства;
• игра помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные вопросы и проблемы;
• игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их
мотивацию;
• игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
• игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику
группового взаимодействия - формального и неформального;
• игра дает возможность учиться различным способам общения и
подчеркивает важность эмоциональных реакций;
• игра является мотивирующей и эффективной, поскольку
предполагает интересное действие;
• игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику
игры;
• игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам;
содержание и темп игры зависит от группы;
• игра устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными
ситуациями;
• в игре социально неуверенный ребенок учится контролировать свои
чувства и эмоции;
• игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях
общения на позитивные.
Для реализации всех техник важна внутренняя позиция педагога по отношению к ребенку:
• нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не
осуждать их;
• нужно хотеть услышать ребенка, быть полезным ему в обретении
уверенности в себе, а не заставлять действовать по желанию взрослого;
• нужно воспринимать ребенка как самостоятельную личность, не
брать на себя ответственность за его выбор, не пытаться все сделать самому
за ребенка, а искренне верить в его возможности разрешать свои проблемы.
Важным условием результативности работы является взаимодействие педагога, родителя и ребенка. Родители являются активными участниками педагогического процесса.
Только полная включенность в работу по освоению ребенком
позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения,
так и родителя в условиях повседневной жизни помогут ему в овладении
социальными умениями, навыками, в развитии социальных способностей и
социальной уверенности.