Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

Ирина Подлесная
Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

С рождения ребенка окружают множество звуков : речь людей, музыка, щебетание птиц, шелест листьев. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ребенок не всегда может сразу произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.

Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается за счет правильного произношения согласных звуков.

Овладение происходит в течение нескольких лет и зависит от многих факторов.

Первый фактор – это хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе) может явиться причиной недостаточно громкого произношения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи. Чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Второй фактор - это развитие фонематического слуха, т. е. умение отличать одни речевые звуки (фонемы) от других.

Например: РАК – ЛАК, СОМ – ДОМ и т. д.

Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Из всего сказанного следует, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого слова в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно разделить на такие этапы:

1. вслушивание в звучание слова;

2. различение и правильное произношение звуков;

3. самостоятельное вычленение звуков из слов;

4. анализ звуковой структуры слова;

5. активные действия со словами (рифмотворчество).

Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности.

В раннем возрасте общение ребенка с взрослыми ограничивается рамками семьи. В младшем дошкольном возрасте круг лиц растет : малыши разговаривают со сверстниками. В старшем возрасте дети объединяются для игр, появляется потребность рассказать что-то товарищам, взрослым.

Общение наиболее успешно осуществляется тогда, когда ребенок чисто и внятно произносит слова. Нечеткое и невнятное произношение отдельных звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи.

Но если старшие дошкольники неправильно произносят слова, взрослые должны обратить на это внимание. Дети с недостатками произношения часто произношения часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются рассказывать, читать стихи вслух.

Речь взрослого является образцом для ребенка, поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

В старшем возрасте у детей уже достаточно развит фонематический слух. Это позволяет в дальнейшем направить работу на осознание детьми звукового анализа слова, словесного состава предложения.

В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель учит детей понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращается на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение. При обучении чтению он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования.

Ознакомление со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы. А также предпосылка к развитию к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкального ритмического строя речи.

Публикации по теме:

Семинар для воспитателей по теме «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья» Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного вохзраста культуры здоровья, повышение мотивации к его.

Формирование звуковой культуры речи Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует».

Формирование звуковой культуры речи дошкольников Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным.

Консультация «Развитие звуковой культуры речи детей с недостатками слуха» Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее.

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста «Королевство песка» Цель: Развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: Образовательные: Закреплять правильное.

Консультация для родителей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность» Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Речь сопровождает практически все виды деятельности.

Консультация «Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Воспитание звуковой культуры речи занимает важное.

Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной средыРазвитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды Известно, что развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического.

Выступление на педагогическом совете «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 16:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Подлесная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД