Екатерина Дербилова
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность,наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми,свое поведение, следовательно, и личность в целом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Поэтому, с ранних лет развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны. Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к миру, к социальным и морально – нравственным отношениям людей.
Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка, мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия, продуктивную и игровую деятельность. Занятие – организованное обучение, поэтому на них дети получают более сложные знания и умения. На занятиях педагоги учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли, фантазировать, сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности. Важно развитие в ребенке желание познавать новое, задавать вопросы об интересующих его темах. Поэтому специалисты должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию. Для этого воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В процессе поиска, экспериментов, решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения. На каждом занятии присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей. Посредством обучения дети развивают память, логическое мышление, воображение, самостоятельность.
Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие:
• речь педагога дошкольного учреждения
• формирование представлений об окружающей жизни
• развитие любознательности
• сенсорное воспитание
• игра.
Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Эхо», «Телефон», Упражнение «Угадай, что звучало», «Шумящие коробочки, «Где позвонили?». Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и т. п., о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и др).
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет своизнания делится ими товарищами.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей :
• сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
• игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;
• строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если педагог обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре,ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений; предметов, необходимых для труда; содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найти предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» дети определяют предмет по одному их признаков. Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
Есть система психологических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Существует три блока работы.
Первый блок. Активизация деятельности детей.
Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости. Упражнения, а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки как средства включения в работу, так и развития.
Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, зажмуриться, прищуриться и т. п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, радость, удовольствие). Вот некоторые упражнения.
«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.
«Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?». (Я очень рассердилась. Мне грустно, когда на улице плохая погода). «Зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.
Внимание также надо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.
«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами ему дарят подарки, а именинник угадывает, что это за подарок.
«Походка и настроение». Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем как воробышек (кузнечик); походим, как мишка косолапый и т. д. Также в работе используются игры, цель которых – развитие двигательной активности. Они помогают пробудить пассивного ребенка, учат всех детей подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. Используются такие игры как: «Кто самый ловкий?», «Ловушки», «Дракон кусает свой хвост», «Веретено» и т. д.
Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.
В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Используются такие игры как:
«Пара к паре».Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например: «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); телефон – ухо, а телевизор … (глаз).
«Сочиним историю» или «Сказка по кругу».
Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу.
«Импровизации». Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст, например: «Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»
Игра с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение»,«Любопытный». Дети образуют круг. Водящий (любопытный) называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Когда?» и т. д., Например: объявлен звук р. Возможные ответы рак, рисует, ранним утром.
Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.
Здесь используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядности, исполнением детьми различных ролей. Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. Например, игра «Гости» где дети распределяют между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей, познакомить с родителями и т. д.
Можно использовать драматизации, разыгрывая сказки «Колобок» и т. д.
Для развития умения согласовывать действия, подчиняться и руководить другими используются рисуночные игры: «Страна клякс»,«Мое настроение», «Рисуем эмоции пальцами» и т. д.
Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.