Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»

Марина Сысоева
Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста яв-ляется становление начальной коммуникативной компетентности ребен-ка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного воз-раста речь становится универсальным средством общения ребенка с окру-жающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми раз-ного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на осо-бенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его вос-приятию содержание и речевые формы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей : от трех до восьми в зависимости от жела-ния детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познава-тельно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняю-щихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собе-седником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последова-тельности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить спо-собам презентации составленного текста. Данная форма работы с детьми ак-тивно используется в образовательном процессе. «Добрые приветствия» ( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).

В работе для повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста хорошо используются элементы инновационной техно-логии Л. Д. Коротковой "Сказкотерапия".

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникаю-щая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использо-вании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от постав-ленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуника-тивных умений может быть: «Что не так?» ( цель: упражнять детей в умении со-относить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» ( цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального об-щения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» ( цель: упражнять детей в использо-вании форм жестового приветствия).

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих мно-гообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Мои любимые сказки», «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рас-сказов о местах и памятниках города, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рас-сматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практиче-ская деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образова-тельной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на ком-плексное решение задач, указанных в ФГОС ДО. Мини-проект «Волшебный мир книги» ( цель: развитие речевого творчества детей). Продукт проекта — ав-торские детские книги сказок, загадок). Мини-проект "Сказка за сказкой" ( цель: развитие речевого творчества детей, интереса к миру сказок). Продукт проекта - разнообразные виды театров, выполненные в сотворчестве детей с родителями, педагогами

Такая форма речевого развития дошкольников как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. А именно "Развитие диалогической речи дошкольников в игре". Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. Дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога). Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг», театрализованные игры.

Развивая речетворчество дошкольников, можно использовать конструкторы ле-го. В процессе конструктивной деятельности детям предлагается придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Созданные постройки из лего используются в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произве-дения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Данное использо-вание лего-конструирования способствует речевому творчеству: во время по-стройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используется лего-элементы и в дидактических играх и упражнениях с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудес-ный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с лего.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуа-ции, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи до-школьников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

• обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

• педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совме-стной образовательной деятельности;

• педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Литература

1. Ельцова О. М. ,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

2. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пос. дляруково-дителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, ; М. Б. Зуйкова. : Аркти, 2005.

4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра-зования.

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Структурные диалоги

1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закреп-ления родительного падежа множественного числа.

- У тебя есть апельсины?

- Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть ябло-ки?

2. Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.

- В вазе что-нибудь есть?

- Да, в вазе цветы.

- На стене что-нибудь висит?

- Нет, на стене ничего не висит.

- За коробкой есть что-нибудь?

- Да, за коробкой лежит карандаш.

3. Отрицание.

- Это зима, не так ли?

- Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет сне-га. Это осень.

- Это лошадка, не так ли?

- Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.

- Это ромашка, не так ли?

- У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.

4. Утверждение

- Это книжный магазин, не так ли?

- Совершенно верно. На полках одни книги.

- Мальчик собрался на каток, не так ли?

- Вы правы. В руках у него коньки.

Обусловленные диалоги

Обеспечение коммуникативное обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения. Например, в играх, тре-бующих словесного сопровождения (объяснения).

Игра: "Какая игрушка?".

Картинки

- неваляшка, матрёшка, снеговик

- вагончик, машина, паровоз

- лодка, корабль, кукольная ванна, мисочка, формочка

- пирамидка, башенка, ракета, ёлочка, парус

- мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо, обруч

- собака, кошка, утёнок

- кукла-девочка, кукла-мальчик, солдатик, космонавт

- На какую игрушку похожа?

- Я думаю на неваляшку.

- Почему?

- Можно дорисовать ручки и глазки и т. д.

Игра "Лабиринт" (план города).

Показ образца диалога (на доске лабиринт такой же, как у каждого ребёнка) :

- Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя мелком по схеме, останавливается возле развилки). Куда теперь: вверх, к грибочку или вниз мимо стульчика? А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку? Твой дом возле стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём рождения! После этого дети работают парами: ходят, друг к другу в гости.

В аналогичных играх важно учесть уровень развития детей, работающих в парах. Когда один ребёнок намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продук-тивно.

Диалоги-сравнения

В диалогах-сравнениях взрослый из позиции Организатора переходит в позицию Соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций.

Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ребёнка, обра-щая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспра-шивает, какие понятия употребляет.

Например, пары для сравнения:

дача - дом в городе,

умный - глупый человек,

игра - учеба,

праздник - будни,

ребёнка ругают - хвалят,

человек думает - действует,

понимание - заучивание и т. д.

"А я не знаю, что такое дача и чем она отличается от дома в городе"

Игры "Разное – одинаковое"

Игры включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустар-ники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.

Вопросы начинаются со слов: "Чего в лесу, в огороде, в детском саду, на поля-не, на рисунке больше. "

Например: «Чего в лесу больше берёз или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Птиц или дятлов? Насекомых или мух?.»

Публикации по теме:

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста» Борисова Елена Леонидовна Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение.

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста «Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста» В диалогической речи развиваются умения необходимые.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста» Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через технику «Квиллинг» Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора» Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Проблема развития и формирования.

Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года) 1.1 Понятие «диалогическая речь».

Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь ребенка.

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей дошкольного возраста являются важной предпосылкой их благополучия.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. (часть 1) ВведениеОбщение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Основными функциями общения являются: • организация совместной.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста (часть 2) III. Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 14:31
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сысоева (УИ 2050638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД