Марина Сысоева
Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста яв-ляется становление начальной коммуникативной компетентности ребен-ка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного воз-раста речь становится универсальным средством общения ребенка с окру-жающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми раз-ного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на осо-бенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его вос-приятию содержание и речевые формы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей : от трех до восьми в зависимости от жела-ния детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познава-тельно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняю-щихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собе-седником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последова-тельности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить спо-собам презентации составленного текста. Данная форма работы с детьми ак-тивно используется в образовательном процессе. «Добрые приветствия» ( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).
В работе для повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста хорошо используются элементы инновационной техно-логии Л. Д. Коротковой "Сказкотерапия".
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникаю-щая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использо-вании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от постав-ленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуника-тивных умений может быть: «Что не так?» ( цель: упражнять детей в умении со-относить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» ( цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального об-щения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» ( цель: упражнять детей в использо-вании форм жестового приветствия).
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих мно-гообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Мои любимые сказки», «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рас-сказов о местах и памятниках города, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рас-сматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практиче-ская деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образова-тельной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на ком-плексное решение задач, указанных в ФГОС ДО. Мини-проект «Волшебный мир книги» ( цель: развитие речевого творчества детей). Продукт проекта — ав-торские детские книги сказок, загадок). Мини-проект "Сказка за сказкой" ( цель: развитие речевого творчества детей, интереса к миру сказок). Продукт проекта - разнообразные виды театров, выполненные в сотворчестве детей с родителями, педагогами
Такая форма речевого развития дошкольников как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. А именно "Развитие диалогической речи дошкольников в игре". Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. Дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога). Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг», театрализованные игры.
Развивая речетворчество дошкольников, можно использовать конструкторы ле-го. В процессе конструктивной деятельности детям предлагается придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Созданные постройки из лего используются в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произве-дения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Данное использо-вание лего-конструирования способствует речевому творчеству: во время по-стройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используется лего-элементы и в дидактических играх и упражнениях с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудес-ный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с лего.
Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуа-ции, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи до-школьников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;
• обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;
• педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совме-стной образовательной деятельности;
• педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Литература
1. Ельцова О. М. ,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
2. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пос. дляруково-дителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, ; М. Б. Зуйкова. : Аркти, 2005.
4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра-зования.
Игровые приемы для развития диалогической речи.
Структурные диалоги
1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закреп-ления родительного падежа множественного числа.
- У тебя есть апельсины?
- Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть ябло-ки?
2. Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.
- В вазе что-нибудь есть?
- Да, в вазе цветы.
- На стене что-нибудь висит?
- Нет, на стене ничего не висит.
- За коробкой есть что-нибудь?
- Да, за коробкой лежит карандаш.
3. Отрицание.
- Это зима, не так ли?
- Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет сне-га. Это осень.
- Это лошадка, не так ли?
- Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.
- Это ромашка, не так ли?
- У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.
4. Утверждение
- Это книжный магазин, не так ли?
- Совершенно верно. На полках одни книги.
- Мальчик собрался на каток, не так ли?
- Вы правы. В руках у него коньки.
Обусловленные диалоги
Обеспечение коммуникативное обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения. Например, в играх, тре-бующих словесного сопровождения (объяснения).
Игра: "Какая игрушка?".
Картинки
- неваляшка, матрёшка, снеговик
- вагончик, машина, паровоз
- лодка, корабль, кукольная ванна, мисочка, формочка
- пирамидка, башенка, ракета, ёлочка, парус
- мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо, обруч
- собака, кошка, утёнок
- кукла-девочка, кукла-мальчик, солдатик, космонавт
- На какую игрушку похожа?
- Я думаю на неваляшку.
- Почему?
- Можно дорисовать ручки и глазки и т. д.
Игра "Лабиринт" (план города).
Показ образца диалога (на доске лабиринт такой же, как у каждого ребёнка) :
- Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя мелком по схеме, останавливается возле развилки). Куда теперь: вверх, к грибочку или вниз мимо стульчика? А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку? Твой дом возле стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём рождения! После этого дети работают парами: ходят, друг к другу в гости.
В аналогичных играх важно учесть уровень развития детей, работающих в парах. Когда один ребёнок намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продук-тивно.
Диалоги-сравнения
В диалогах-сравнениях взрослый из позиции Организатора переходит в позицию Соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций.
Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ребёнка, обра-щая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспра-шивает, какие понятия употребляет.
Например, пары для сравнения:
дача - дом в городе,
умный - глупый человек,
игра - учеба,
праздник - будни,
ребёнка ругают - хвалят,
человек думает - действует,
понимание - заучивание и т. д.
"А я не знаю, что такое дача и чем она отличается от дома в городе"
Игры "Разное – одинаковое"
Игры включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустар-ники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.
Вопросы начинаются со слов: "Чего в лесу, в огороде, в детском саду, на поля-не, на рисунке больше. "
Например: «Чего в лесу больше берёз или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Птиц или дятлов? Насекомых или мух?.»