Неля Самылкина
Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомим с окружающим миром
К 6-7 годам у детей складываются определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторые явления оптики и т. д. Но зачастую они носят поверхностный характер. Наша задача – дать дошкольнику как можно больше правильных представлений о природных явлениях. Объясняя физику природных процессов, мы, воспитатели, развиваем умственные способности ребенка, его интерес к окружающему миру и наблюдательность. Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. Важно найти оптимальные формы и методы ознакомления с ними дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Наступило лето. Летом можно познакомить детей с такими явлениями, как гроза, молния., через наблюдения, опытно- экспериментальную деятельность, чтения художественной литературы и т. д.
Радуга
Цель. Дать представление об процессе образования радуги.
Методы и приемы. Опыт, рассказ воспитателя с элементами беседы, наблюдение, использование художественного слова.
Рассказ воспитателя. Особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратится в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу можно радугу и не увидеть.
Наблюдение после дождя и появление радуги на небе.
Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о ее появлении, рассказать, чем она нравится;
Назвать цвета радуги и посчитать их;
Встать лицом к солнцу, а потом так, чтобы солнце было сзади. Рассмотреть радугу, рассказать о ней; подойти к фонтану и понаблюдать за радугой, которая возникает на фоне струй фонтана.
Опыт. Образовать радугу, разбрызгивая воду из высоко поднятой лейки с мелким ситечком
(против солнечных лучей).
Радуга
Улыбнулась из-за тучи солнышко. Затих, перестал дождь. Быстро прокатилась гроза. С деревьев капают тяжелые капли. Грозовая туча уходит дальше. А над широкой рекой раскинулась семицветная радуга. (И. С. Соколов-Микитов).
Люди сочинили много сказок про радугу и верили в то, что радуга уходит одним концом в землю. Тот, кто дойдет до этого места, откопает горшок с золотом.
Идешь к нему – он прочь стремится
И в тоже время недвижим,
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.
***
Там разноцветною дугой,
Развеселяясь, нарядно дивы
На тучах строят мост красивый,
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропою.
(М. Лермонтов)
Молния
Цель. Дать представление о молнии (линейной и шаровой).
Методы и приемы. Опыт, рассказ воспитателя с элементами беседы, наблюдение, использование художественного слова.
Рассказ воспитателя. Молния – это сильная электрическая искра (разряд, которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации.
Большинство молний возникает между тучей и землей. Эти молнии узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными.
Гром является результатом резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры. Вспышки молнии видны. Когда происходит разряд. Свет распространяется быстрее, а звука –медленнее. Поэтому мы сначала видим, а затем слышим гром.
В природе есть еще и шаровая молния. Она имеет форму шара. Иногда она может быть и вытянутой, похожей на грушу. Шаровая молния появляется внутри помещения, проникая в щели и отверстия. Иногда она «выскакивает» из телефонных аппаратов, электрических розеток. Образуется шаровая молния за счет энергии разряда обычных молний, которая приближаются к телеантенне, телефонным проводам или электропроводам. Цвет молнии - белый, голубой, фиолетовый и черный.
Правила поведения во время грозы.
1. Не надо боятся грозы и молнии, но надо их остерегаться.
2. Нельзя подходит близко к окнам, брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.
3. Не пользоваться сотовыми телефонами.
4. На улице нельзя ставать под высокие деревья (особенно под тополь) : они притягивают электрический разряд (молнию, который разбивает деревья и воспламеняет их.
Молния может поразить высокие здания. Чтобы предотвратить это, человек устанавливает на них громоотводы.
Художественное слово
… Молния вдруг разорвет облака
Ми просится пламенем ярким.
Быстро сверканье ее,
Заливая окрестности светом,
Следует тяжкий удар, как будто бы,
Лопнув внезапно,
Рушится весь небосвод
И грозой обваливается на землю. (Лукрецкий)
У древних греков самый главный бог Зевс – Бог Молнии И Грома. Его называли громовержцем, тученосителем. Зевс хмурил брови – и сгущались тучи. В гневе он поражал молнией, устрашал громом.
А вот у древних эстов (эстонцев) молнию и гром связывают не с одним. А сдвумя богами. Богом молнии был Пикне, а Богом грома – Эйке, но действовали они всегда вместе, считались справедливыми и добрыми.
… разыгралась ширь морская.
Гребни, с грохотом вздымая,
Эйке – гром в телеге медной –
Прогремел мостом железным.
На скаку огонь метал он,
Искры сыпал, пролетая.
Налетел и старый Пикне.
Грохотал он, наступал,
Бросил молнию на землю,
Тут, карателей заслышав,
Духи зла перепугались,
Со всех ног от Пикне
Улепетывали в море.
Что такое молния?
Цель. Познакомить с образованием молнии, электрических разрядов.
Рассказ воспитателя. (Предложить детям рассмотреть иллюстрации С. Секора «Погода в картинках».) художник нарисовал элекричество в виде желтых головастиков. Когда кругом спокойно, электричество спит как ни в чем не бывало - в людях, в земле, в траве, в камнях и даже в старой обуви. Оно везде – в тучах, домах, горах. Как только ветер начинает гонять тучи, электричество просыпается – приближается гроза. Когда оа нарушает спокойствие туч головастики (электрические разряды) страшно сердятся, разбегаются в разные стороны, а потом собираются в дождевой туче вместе. А когда их много, они ищут, на кого напасть, что ударить. В тучах накапливается много электрических разрядов, особенно много их в слоисто-дождевых тучах. Но в грозовых тучах этих разрядов больше обычного. Головастики выбирают высокие объекты. Трах! Из тучи вылетела молния 0 большой электрический разряд. Это головастики бросились друг на друга. Молнии сверкают из одной тучи в другую, затем на землю.
Художественное слово.
Туча
Туча к солнышку подкралась,
Хвать за луч:
- Ага, попалось!
Ты зачем шлешь засуху?
И, мгновенно рассердясь,
Спрятала за пазуху.
А потом под перебой
Громовых раскатов
Окатила нас водой –
С головы до пяток.
Вот досада, вот беда:
Полем, без оглядки
Припустили – кто куда –
Мы во все лопатки.
Дождь сечет.
И вдруг сквозь мрак,
Распахнув оконце
Нас увидело, да как
Рассмеется солнце!