Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии и создании детского коллектива»

АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии и создании детского коллектива»

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ И СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

Подготовила воспитатель Афанасьева Т. Н.

В современном образовательном пространстве воспитатель обеспечивает гармоничное соотношение в протекции процессов индивидуализации и социализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Воспитателю необходимо быть нацеленным на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль воспитателя в развитии и создании детского коллектива“» размещена в разделах

Деятельность воспитателя-это, прежде всего, грамотная организация учебных действий воспитанников, обучение умению грамотно обучаться.

Во-первых, нужно сначала создать мотив, движимый внутренним импульсом-интересом самих участников, без которого деятельность воспитанников не превратится в активный и самостоятельный процесс. Во-вторых, продумать цель изучения того или иного вопроса. В-третьих, определив и представив себе цель учебной деятельности воспитанников, воспитатель продумывает, какими средствами (методами, способами и действиями) ему целесообразнее пользоваться, чтобы достичь назначенной цели.

Применение педагогических технологий в образовании-это четкое определение воспитателем целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Решая проблему воспитания в коллективе, воспитатель основывается на следующих принципах:

-творческая реализация каждого воспитанника как фактор развития коллективного сотворчества;

-учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места во взаимодействии коллектива;

-управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

-комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Мастерство и профессионализм такого воспитателя включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его содержание, спроектировать личный вклад каждого ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, в достижении коллективного результата, помочь в регулировании взаимоотношении детей, а также анализировать и корректировать происходящее.

Воспитатель – режиссер является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, воспитатель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия.

Успешность деятельности воспитателя режиссерской направленности обусловлена выбором соответствующей модели взаимодействия с детьми.

Следует отметить, что в практике дошкольных учреждений наблюдаются разные модели педагогического взаимодействия, имеющие неодинаковые последствия для развития личности в коллективе.

Рассмотрим модель, в которой воспитатель занимает позицию субъекта, а ребенок – объекта деятельности. Эту модель чаще называют учебно-дисциплинарной, моносубъектной. Организуя взаимодействия с детьми по такой модели, воспитатель берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от детей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведения и деятельности. При таком взаимодействии возникает коллектив пассивных исполнителей, послушных воле воспитателя, лишенных возможности проявить инициативу и творчество. Эта модель не позволяет раскрыться каждому участнику коллективной деятельности, индивидуальность ребенка практически не развивается, личностное начало нивелируется – коллектив в данном случае становится средством унификации личности.

Иные последствия для развития личности и коллектива имеет личностно-ориентированная модель, в которой воспитатель и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. В такой модели отношения строятся на основе взаимопонимания. Демократический стиль руководства детской деятельностью позволяет воспитателю оказать помощь каждому ребенку в поиске своего места в коллективной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями и склонностями.

Личностно-ориентированная модель взаимоотношений предполагает установку воспитателя на партнерство в общении, признание им прав детей на собственную точку зрения. Это способствует возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувствует свою защищенность и уверенность в том, что его услышат, поймут и дадут возможность самовыразиться. Понимание ценности личности ребенка позволяет воспитателю максимально использовать возможности каждого для достижения общезначимой цели. В данном случае коллектив становится условием развития индивидуальной неповторимости личности.

Источником динамичного развития такого коллектива личностей выступает творчество как процесс индивидуальной и групповой самореализации. Задача воспитателя заключается в планировании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллектива. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индивидуальное сотворчество перерастает в коллективное и наоборот.

Развитие воспитателем детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности-это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Воспитатель является ключевой, ведущей фигурой в процессе обучения и воспитания детей.

На первом этапе обучения воспитатель является основным авторитетом для детей, если ему удастся закрепить эту позицию, то впоследствии он станет незаменимым наставником в становлении и развитии детского коллектива. Детский коллектив не может развиваться автономно, без участия воспитателя, поэтому на первых стадиях развития коллектива детей воспитателю необходимо осознать важность и необходимость своей позиции и выстаивать свою деятельность, исходя из цели.

Для успешного развития детского коллектива воспитателю необходимо проанализировать свои профессиональные методы, приемы и способы педагогического воздействия. Ведь роль воспитателя в развитии детского коллектива является не назидательной, а созидательной.

В процессе предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в дошкольном учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важнейшим компонентом этой методики является «организация упражнений в правильном поступке» (А. С. Макаренко). Словесные требования не дают должного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, а упражнять, учить практически всему. В процессе предъявления требований необходимо учитывать социально-психологический климат в коллективе и общественное мнение детей. Только создавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования к повышению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельности.

Итак, педагогическое требование – это предъявление ребенку культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, обществу. Оно всегда должно быть доведено до логического конца. Требование должно постоянно подкрепляться четкой инструктивной программой действий. Требование должно соответствовать зоне актуального развития ребенка. При предъявлении требования необходимо концентрировать внимание ребенка на детали его выполнения.

При предъявлении требования воспитателю необходимо выполнение ряда условий, а именно:

-корректность формы предъявляемого требования;

-установления личностного контакта с ребенком;

-тон произносимого требования;

-разумность и целесообразность требования.

Задача воспитателя, в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью педагогически целесообразного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его духовно-нравственного, индивидуально-личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия. Система парного общения, ставшая привычной, помогает завоевать доверие ребенка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в сложном и трудном деле самостановления.

Воспитатель является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, воспитатель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия.

Развитие детского коллектива воспитателем как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности – это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуального и коллективного значимого результата.

А. Н. Лутошкин выделяет пять стадий развития детского коллектива :

-«песчаная россыпь» - в таких группах отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята;

-«мягкая глина» - в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисциплины, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой;

-«мерцающий маяк» - в таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех;

-«алый парус» - товарищеские отношения и искренняя заинтересованость делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальной и взаимной требовательностью.

-«горящий факел» - дружба, понимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

В коллективе детей, достигнувшем высокого уровня сотрудничества, воспитатель преимущественно занимает позицию советника, консультанта. Предоставляя возможность для детского самоуправления, воспитатель помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной пониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностной самореализации и самовыражения.

Выбор ролевых позиций воспитателя напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет стиль педагогической деятельности. От стиля педагогической деятельности зависит, каким будет коллектив.

Существуют различные стили педагогической деятельности: авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе вовлечения в совместную деятельность и др., использование которых в большей мере зависит от степени мастерства воспитателя и его личностных особенностей.

Таким образом, воспитательное взаимодействие детей и воспитателей имеет большое значение в становлении детской личности и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально-личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива»Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов "Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива" Задача каждого педагога создать единый,.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль книги в развитии дошкольника« Для ребенка чтение книги велико. Книга является источником знаний. Она поможет ребенку познавать новый, еще неизведанный мир. Перед взрослыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии и создании детского коллектива»
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 21:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД