Степуляк Ирина
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей на занятиях средствами изобразительного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся
на занятиях средствами изобразительного искусства»
Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное…
Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках.
Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества.
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Публикация «Консультация для воспитателей „Нравственно-патриотическое воспитание детей на занятиях средствами изобразительного искусства“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к одногруппникам, не всегда сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - понятие широкое. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Недаром говорят, без прошлого нет будущего. Если дети будут знать, понимать и помнить, какими героическими усилиями и потерями было все достигнуто, то можно смело сказать: из них вырастут настоящие патриоты нашей Родины.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Поэтому….
Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей нравственно-патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует рисование.
Но…
Если мы будем проводить обычные занятия по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания». Поэтому, знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия и конечно же нетрадиционные техники рисования.
Я предлагаю рассмотреть темы занятий по изобразительному искусству патриотического направления:
• родная природа;
• декоративно-прикладное искусство;
• изучение символики Российского государства;
• героическое прошлое;
• формирование любви к малой Родине, семье.
Родная природа
На занятиях мы знакомим детей с представителями животного и растительного мира. Разговариваем о том, какая природа нас окружает в разное время года, как она меняется. Именно родная природа воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Задача научить детей любить все, что их окружает.
Это и есть Родина. В дошкольном возрасте дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, – это уже Родина и её надо любить и беречь.
Были проведены занятия на тему:
1. Домик в деревне
2. Тигр, как символ года
3. В лес пришла зима
Декоративно-прикладное искусство
На таких занятиях можно использовать различные методы, материалы и приемы для создания, например, картины из бумаги «Осенний закат», из пластилина выложить орнамент в технике витража.
При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы. Небольшие вещицы – тарелочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров.
Данные занятия помогают развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.
Изучение символики Российского государства
Дошкольник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и её государственными символами.
Поэтому мы знакомим детей с гербом и флагом России, разбираемся в истории развития государственной символики, учим понимать и оценивать её символический смысл.
На слайде представлен коллективный проект «моя родина – Россия», где ребята рисовали, и с помощь аппликации выкладывали из цветов флаг России. Также было проведено праздничное мероприятие «День флага» - рисование на асфальте и герб нашего округа, созданный совместно с родителями (на данный момент участвует в городском краеведческом конкурсе).
Героическое прошлое
Была поставлена цель, расширить представления детей о Великой Отечественной войне, которая была успешно выполнена. Мы реализовали проект по истокам под названием «Флагман Федора Ушакова», на котором ребята выступили в роли кадетов и стали участниками морского боя.
Также мы с детьми рисовали и рассказывали истории о своих дедушках, которые служили на войне. Участвовали в конкурсе, посвященный 23 февраля, создавали военные машины. В результате мы с детьми как бы прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо.
Формирование любви к малой Родине, семье
В процессе нашей работы с дошкольниками немаловажное значение имеет работа по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать детям любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру, справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус.
Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине художник передает свои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Любое творчество для ребенка – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».