ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звуки [М], [М’]; [М] — [М’]. Буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференциро-вать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «соглас-ный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
Темочки:
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слу-хового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребе-нок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни не-дели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает во-просы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3. Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ.»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [М] : когда мы произносим звук [М] :
— губки сомкнуты без напряжения;
— воздух выходит через нос;
— горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М] : корова мычит: МММ. (см. цветную вклейку, затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ. (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлоп-нуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах) :
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М] :
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах :
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит :
— в начале слов: мак, муха, маска, марка;
— в конце слов: дом, сом, альбом;
— в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10. Вспомнить вместе с ребенком:
— месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
— время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными) :
Это моя. (шапка). Это мой. (дом). Это мое. (пальто). Это мои. (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М'].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь.
Затем знакомит ребенка с символом звука [М'] : теленок мычит: мьмь. (см. цветную вклейку, характеристикой звука : согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']» :
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю. ; амь-омь, умь-имь.
Задание 15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, назва-ния которых начинаются на звук [М'] :
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить перво-начальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [М] — [М'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]» :
м, мь, мь, м. ; ма, мя, ми, му. ; ам, омь. ; мяч, муха, мак, Миша.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» ( игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ре-бенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М'], возвращая мяч взрослому, и т. д.) :
ма-мя, мо., му., мы. ; мя-ма, ми., мю., ме.
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М']) :
Миша, Марк, Марина, Мирон.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия ко-торых начинаются на звуки [М] и [М']. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной. (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке :
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
А теперь все дружно встали. в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем —
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков : сомкнуть кончики ука-зательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а осталь-ные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — крас-ный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списы-вание, письмо печатными буквами под диктовку.