Айнур Сададдиновна
Конспект занятия «Звуки [К ] и [К’ ], буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.
Цель урока: Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта буква.
Задачи урока:
• Образовательные:
- Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;
- Учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;
- Продолжать работу по словообразованию.
• Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
- Развивать монологическую речь учащихся.
• Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Звуки [К ] и [К’ ], буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.
Оборудование:
• компьютер, мультимедийный проектор, экран;
• компьютерная презентация «Буква К» (подготовлена в Power Point);
• учебник «Моя любимая азбука» 1 класс;
• карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально;
• звуковые пеналы;
• лента букв.
Содержание Деятельность Формирование
надпредметных
умений Результат
урока Самореф-
лексия
учителя ученика
I. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Прочитайте сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – зелёным, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.
О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)
- Для чего нам нужен этот урок?
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- К нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)
- Но он пришёл не один, он привёл с собой кого? (звукарика)
- Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)
Для начала давайте с вами повторим.
III. Знакомство с новым материалом:
- Знакомство с новыми звуками.
- Давайте поможем котику подобрать одежду для звукарика.
- Произнесите первый звук в слове «кот». Дайте характеристику этому звуку.
- У нашего котика возникла проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдё т ему сегодня на нашем уроке: Кеша или Георгий? Почему?
(Ему подойдёт кличка Кеша, так как в этом слове первый звук [к’])
- Произнесите кличку кота. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.
- Оденьте звукарика (дети работают с бумажными моделями). Расскажите, почему вы выбрали эту одежду?
- Кот дружно жил со своей кличкой. Но однажды слова «кот» и «Кеша» стали ссориться. Как вы думаете, почему? (в словах разное количество гласных звуков, слогов: кот -1 слог, Ке-ша – 2 слога)
- Помирите эти слова между собой. Измените слово «кот» так, чтобы в нём стало тоже 2 слога (ко-тик)
- Физминутка.
- А знаете места, где любит бывать Кеша. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если
же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА,
СУГРОБ, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ГАМАК.
- Знакомство с новой буквой.
- Котик Кеша хочет увидеть буквы, с которых начинается его кличка и слово «кот», но не знает, где эти буквы живут.
- Давайте найдём квартиру буквы К и позовём в гости Кешу - работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие) Изобразите букву К.
- Решил Кеша побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались.
КА
КО
КУ
КЫ
КИ
кры
кут
кос
кап
Чтение слогов:
- вместе;
- индивидуально медленно;
- задумавшись;
- задавая вопрос на каждой лесенке;
- быстро;
- на внимание.
- Задумался Кеша. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме)
- Чтение слов, предложений с новой буквой.
- Котику очень понравилось гулять по дому, но он устал и проголодался. Давайте его покормим. Подумайте, чем его сегодня можно угостить? (его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)
- Прочитайте названия продуктов, в названии которых есть буква К :
ТВОРОЖОК СУП
СМЕТАНА КАША
КОТЛЕТА РЫБА
КОЛБАСА МОЛОКО
- Но остались продукты, которые Кеша тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)
- Скучно стало Кеше одному и решил он к себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что котик налил молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске:
утка
киска
тигр
гепард
рысь
ослик
курица
Взаимопроверка по эталону.
- У меня вызвали сомнение два гостя: курица и киска. Оба слова начинаются на букву К, а вы животных отправили к разным мискам. Почему? (в слов «киска» первый звук [к’] - мягкий, а в слове «курица» [к] - твёрдый)
- Узнал хозяин Кеши, что кот гостит у нас, и сразу же решил отправить нам телеграмму. Прочитайте её :
ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ
- Как вы думаете, о чём он нас хотел предупредить? (ничего не
понятно)
- Наверное, телеграфистка поставила пробелы не в тех местах. Помогите составить телеграмму правильно (работа в парах)
ТРУДНО С КОТОМ КАПРИЗЫ
- Физминутка.
- Давайте повеселимся вместе с Кешей, потанцуем (танцевальные движения под песню «Чёрный кот»)
- Работа с текстом.
- Кеша так разбаловался, пока мы танцевали, что в слове «кот», гласный заменил на гласный, живущий на третьем этаже дома. Что получилось? (кот – кит)
- Какие изменения произошли (работа над лексическим значением слова)
- С помощью звуковых пеналов выполните звуковой анализ слова
I вариант – КОТ, II вариант – КИТ
- Сравните результаты работы (из-за смены гласных изменился и согласный звук : «кот» - [к], в слове «кит» - [к’])
- А вы знаете, что замена 1 буквы может привести к неожиданным ситуациям.
- Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте название и автора произведения (Б. Заходер «Кит и кот»)
- Что написано в скобках? (отрывок)
- Замените слово «отрывок», на слова близкие по значению (часть, эпизод)
- Прочитайте ключевые слова:
КОТ КИТ СКАЗКА ОШИБКА ЗАГАДКА
- Что же могло произойти? (предположения детей)
- Прочитайте для себя отрывок (1 столбик)
- Из-за чего произошла путаница?
- Чтение произведения вслух с одновременной словарной работой: бить баклуши, опечатка, прилично.
- Отработка логических ударений, выделяя голосом, что стал любить кот и кит.
IV. Подведение итогов урока.
- С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?
V. Рефлексия.
- С какими затруднениями мы встретились?
- Мы справились с этими проблемами?
- Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
- Кот Кеша тоже благодарит вас за помощь.
- Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке, нарисовав Кеше рот.
Слайд 1
Слайд 2 (1)
Слайд 2 (2)
Слайд 3
Слайд повторение
Постановка
проблемы
Слайд 4 (1)
Проблема
Слайд 4 (2)
Слайд 4 (3)
Слайд 5
Слайд 6 (1)
Слайд 6 (2)
Слайд 7 (1)
Слайд 7 (2)
Недоум-ие,
несогл-ие
(проблема)
Слайд 8 (1)
Слайд 8 (2)
Слайд 9 (1)
Слайд 9 (2)
Слайд 9 (3)
Слайд 9 (4)
Формир-ие читател-ой деят-ти
Слайд 10
Анализ на-
писанного
Высказыва-
ния детей
Монологи-
ческая речь
(доказ-во)
Самост-ое
формул-ие
целей уро-ка
Монологи-
ческая речь
(хар-ка зву-ка)
Доказ-во выбора
Практичес-
кая работа
(обосн-ие
выбора)
Предпол-я
детей, ре-шение про-блемы
Выбор ре-шения с до-казат-м
Чтение хо-ром и инд-но
Предпол-ия детей, при-меры
Выбороч-е чтение
Работа по словообр-ю
Самост-ая работа с карточкой, чтение
Взаимопро-верка по эталону
Рассуж-ие, доказ-во выбора
Чтение вслух
Работа в парах, поиск ре- шения
Работа над лексич-м знач-м слов
Работа со звуковым пеналом
Работа с учебником
Работа над лексич-м знач-м слов
Предпол-ия детей
Самост-ое чтение
Работа над выразит-м чтением
Выводы
Монолог-ая речь уч-ся
Оценка де-ят-ти това-рища
Самооцен-ка своей деят-ти
Развитие вни-мания, логиче-ского мышл-ия
Умение пост-роения расска-за-умозаключе-ния с использо-ванием слож-ноподчин-х предложений
Выделение су-щественных признаков пре-дмета
Развитие моно-логической связной речи
Обогащение активного
словаря уч-ся
Умение соот-ветственно си- туации вести себя
Умение приме-нять знания в новых ситуа-х
Умение выби-рать и исполь-зовать эффек-тивные средст-ва выразит-го чтения
Использование
жизненного
опыта уч-ся
Обогащение активного
словаря уч-ся
Овладение спо-собами самоор-ганизации
учебной деят-ти
Овладение спо-собами само- и взаимопровер-ки по эталону
Умение рабо-тать в парах, слушать това-рища, прини-мать правиль-ное решение
Восприятие коллективного труда как цен-ности
Формир-ие читател-ой деят-ти
Формирование гордости за красоту рус-го языка
Развитие уме-ния обобщать, делать выводы, выделять глав-ное
Личностное ос-мысление от-ношения к бли-жайшему окру-жению
Обобщ-ие нового
(харак-ка звуков, мо-нолог-ая речь)
Выразит-е чтение в соответ-ии со своими возмож-ми (уверен-сть
в своих си-лах)
Сравнение
работы с
эталоном, устран-ие
ошибок
совместно с соседом
по парте
Решение
проблемы в паре (ра-дость за по-лученный результат)
Выраз-ое чтение те-кста с соб-людением
логических пауз
Обобщ-ие нового
(харак-ка звуков, мо-нолог-ая речь)
Для чего
надо изу-чать пред-мет?
Постанов-ка целей
Для чего
необхо-дима но-вая буква?
Что ново-го узнали?
С какими затруд-ми встрет-сь?
Кого хо-чется по-благод-ть за урок?