Уланова Юлия
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Математику уже за то учить надо,
что она ум в порядок приводит.
(М. В. Ломоносов)
Публикация «Консультация для родителей „Развитие математических способностей у дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В наше время, в век «компьютеров» одной из основных задач дошкольного образования является развитие математических способностей у детей. Огромная роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольников считать, измерять и решать задачи. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Это еще и развитие способности открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Для дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольников в целом.
Лучшие дидактические игры по математике построены по принципу самообучения, то есть так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учиться размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. У детей развиваются познавательные способности, интеллект.
Все дидактические игры делятся на пять групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 5(10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и сопровождать словами свои действия.
Вторая группа математических игр (игры - путешествия во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – третий день, четверг - четвертый день, пятница - пятый.
После такой беседы дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры дети вызываются к доске и пересчитывают по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т. д. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. Представления детей о пространстве постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают речевым умением по словесному определению местоположения одного предмета по отношению к другому.
Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится детям, - "к нам приходил Чебурашка и принес в подарок игрушки. Чебурашка любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти". Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: “Что было сначала, а что потом”, "Найди похожую фигуру", "Кто где живет", "Мастерская", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Четвертая группа - для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать как на занятиях, так и в свободное время. Целями данной игры являются: закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения у детей.
Например, составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу). Работа по условию - по заданной картинке, шаблону. Работа по собственному замыслу. По завершении работы ребятам можно предложить проанализировать свои работы: что получилось хорошо, что было трудным, насколько похож с заданным образцом.
Пятая группа - дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей происходит формирование логического мышления. Это умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей и нестандартного мышления у детей. Это такие игры как:
"Найди нестандартную фигуру»,
«Чем отличаются?",
"Мельница", и другие.
«Продолжи цепочку» : чередование в определенной последовательности квадратов, больших и маленьких кругов. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо ранее усвоенным способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, Вы, уважаемые родители, убедитесь в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.