Мария Тарасова
Консультация для родителей «Развитие чувства ритма у дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие чувства ритма у дошкольников с ЗПР»
Что такое ритм?
Ритм – это «сердце музыки», один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Именно ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания, биения сердца, различных движений, активности, отдыха. Психологическое состояние человека так же имеет свои непростые ритмы : смена горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам, которые могут возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие чувства ритма у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей в музыке. Понятие ритм принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…
Ритм (в переводе с греч. - соразмерность) - чередование различных длительностей звуков и пауз в музыке. Ритм – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
Чувство ритма - способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно качественное исполнение никакой музыкальной деятельности, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Почему большое внимание уделяют развитию чувства ритма?
Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито.
Очень часто дети не могут правильно и ритмично выполнить даже основные виды движений, не слышат сильные доли такта, выполняют движения хаотично. Нет согласованности между словом и музыкой, движением и музыкой, а иногда между словом и движением.
Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие застывает.
Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована, что вызывает дальнейшие проблемы в обучении и общении.
Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и одна из наиболее сложных. Чувство ритма плохо поддается воспитанию и его развитие у детей работа сложная.
Как развивать чувство ритма?
1. Речевые упражнения.
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух — одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, тембр, звуковысотность, артикуляция, штрихи, а также динамика.
Речевое упражнение – это ритмическая декламация стихов. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха. Так же это может быть пальчиковая гимнастика, где сначала ритмическую основу задает взрослый.
Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.
Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий».
Упражнение «У маленькой Мэри».
2. Звучащие жесты.
Первым инструментом человека было его собственное тело. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Это музыкальные инструменты, которые всегда «с собой». Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. Они доступны всем, они доставляют радость детям. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при разучивании и исполнении танца.
Игра «Кыш-кыш»,
Игра «Путешествие»,
Игра «Часы»,
Игра «Ежик и барабан».
3. Игра.
Самая близкая форма деятельности детей – игра. Игра организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух.
Игра «Эхо», где заданный ритм точно воспроизводится ребенком.
Игра «Прохлопай ритм» с карточками.
Игра «Угадай песню по ритму».
Распевка «Лесенка»
Игра «Веселые палочки»
4. Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться. Музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Музыкально-ритмические игры с указанием действий или использованием ярких образов: «Елочки-пенечки», «Четыре шага», «Делай как я», «Буги-вуги» и другие…
Упражнение «У маленькой Мэри».
- научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря: Прохлопай руками 7 раз
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет,
И жалобно плачет, Протопайте ногами 7 раз
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере. Пройдите вперед на 4 шага
Ботинок для правой ноги. Прохлопайте руками 3 раза
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый, Пройдите назад на 4 шага
Да только смотри- береги! Прохлопайте руками 3 раза
Упражнение «Путешествие»
- научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью мелкой моторики.
Тук – тук – тук- тук – тук –тук,
Наши ушки слышат стук. Возле уха палец о палец стучат по 3 раза
Вот ладошечки шуршат Потирают ладони друг о друга
Наши пальчики трещат Потирают кулачков друг о друга.
Теперь в ладоши громко бей Хлопки
А теперь ты их согрей Ладони кладут на щеки
К путешествию готовы? Кулаки на коленях
Да! Руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова Вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет Руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне Ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз
Едет поезд Ребром ладони двигать по коленям
Колеса стучат Кулачки стучат по коленям
В поезде много веселых ребят. Подушечками пальцев нажимать на колени.
Игра «Веселые палочки»
Дети берут по две палочки и удобно садятся на пол, далее выполняя движения по тексту, в конце на слова: «песенку запели» повторяют ритм, заданный педагогом или другим ребенком
Вы скачите палочки, стучат по полу двумя палочками
Как солнечные зайчики, стучат палочкой о палочку
Прыг – скок, прыг-скок
Прискакали на лужок. стучат палочками попеременно
Правой ножкой – стучат по полу правой палочкой
Топ – топ.
Левой ножкой – стучат по полу левой палочкой
Топ – топ.
На головку сели, делают «рожки» и пошевелить ими
Сели посидели,
Песенку запели. повторяют, заданный ритмический рисунок.
Игра «Часы»
- развивает распределение внимания, ощущение метроритма.
Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги:
Вот часы идут - тик – так,
Вот часы бегут – тик – так,
Будем дружно мы играть,
И часы изображать.
Под размеренную музыку дети по очереди хлопают в ладоши и произносят слова: первый – тик, второй – так. Слог, звук, хлопок соответствуют метроритмической доли. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.