Татьяна Топорова
Консультация для родителей «Педагогическая система М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40»
«Педагогическая система М. Монтессори»
Выполнили: воспитатели
1 младшей группы №2
Симдянкина Н. М.
Бочкарева Т. А.
Саранск 2016
Педагогическая система М. Монтессори
Публикация «Консультация для родителей „Педагогическая система М, Монтессори“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Выдающийся теоретик и практик педагогики, первая итальянская женщина-врач, кандидат наук. В 1907 году она открыла в Риме свой «Дом ребенка», с которого и началась ее уникальная работа с детьми. Методика М. Монтессори – это талантливая и успешная попытка создания системы элементов самостоятельной
жизни. Монтессори создала педагогическую систему, которая
максимально приближена к той идеальной ситуации, когда
ребенок обучается сам. Смысл системы в том, чтобы
подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность,
найти свой уникальный путь. Система состоит из трех частей:
ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы
стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда,
в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде
ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз – «помоги мне это сделать самому».
Развивающая среда
Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.
Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Расположением полок среда разделена на 5 зон:
Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т. е. то, что нужно в повседневной жизни
Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т. п.
Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.
Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Монтессори-материалы
Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т. д.
Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели- прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т. д., а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т. д.).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила использования Монтессори-материала :
Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
выбор материала
подготовка материала и рабочего места
выполнение действий
контроль ошибок
завершение работы, расположение материала на исходное место.
Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания, или выбирает какой-то другой материал.
Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Заповеди Марии Монтессори
Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Сензитивные периоды:
от рождения и всю жизнь - развитие речи;
от рождения до 3-х лет - сенсорное развитие;
от рождения до 1, 5 лет - познание окружающего мира через движение;
от 1,5 до 3-х лет - развитие устной речи;
от 1,5 до 4-х лет- развитие мускульной координации;
от 2-х до 4-х лет - забота о порядке в окружении и обязанности;
от 2-х до 6-и лет - музыкальное развитие;
от 2,5 до 6-и лет - утонченность чувств;
от 2,5 до 6-и лет - развитие социальных манер;
от 3-х до 6-и лет - восприятие влияния взрослых;
от 3,5 до 4,5 лет – письмо;
от 4-х до 4,5 лет - развитие тактильного чувства;
от 4,5 до 5,5 лет - чтение.