Наталья Соколова
Консультация для педагогов «Что такое репрезентативная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Во ФГООС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Реализация данного принципа возможна с учетом типа репрезантивной системы.
Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию - говорить с ребенком на одном с ним языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое репрезентативная система“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Репрезентативная система - это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.
Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы. Существуют типы по восприятию информации.
Первый ребенок - аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит.
Второй - кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (при-косновение, температурные, двигательные, обонятельные (запах, вкусовые.
Третий - визуал, для него главной является зрительная информация.
Среди детей очень редко встречаются дискреты - те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем.
Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия. в среднем среди модальностей восприятия: аудиалов - 25%, визуалов - 34%, кинестетиков - 16%, дискретов - 25%.
Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок, будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.
Характеристики типов по репрезентативной системы
Дети-аудиалы
познают окружающий мир через звуки;
раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас;
с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица;
любят слушать музыку, аудиозаписи, вести разговоры, очень общительны;
могут придумывать различные истории и игры;
могут отставать от сверстников в развитии зрительного восприятия;
в речи часто употребляют слова: «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».
с легкостью запоминают то, что слышат и легко отвлекаются на звуки;
разговаривая с ними, полезно использовать: паузы, интонацию, громкость;
предлагать комментировать то, что он делает.
Дети-визуалы
больше полагаются на зрительные ощущения;
быстро запоминают цвет, форму, размер;
ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья;
любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы;
их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук;
предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку;
думают они образами, у них бурная фантазия;
для речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий»;
внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает;
важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет рубашки, шапочки;
девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам;
довольно аккуратен (для своего возраста);
необходимо уделять внимание развитию речи, коммуникабельности, физической координации;
в процессе образовательной деятельности рекомендуется использовать цветные
иллюстрации, готовые схемы
Дети-кинестетики
познание мира происходит с помощью прикосновений, движений;
хорошо развита моторика, много двигаются, рано начинают ходить:
любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой;
им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом;
любят все трогать, ощупывать;
очень привязаны к маме, долго не слезают с рук;
любят забираться на колени, обниматься;
надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать;
как можно меньше употреблять фразу «Не трогай!»;
в речи присутствует слова «чувствую», «ощущаю», «холодно»;
с трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются;
помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь;
не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, следует давать
моторную разрядку.
Дети-дискреты
встречается нечасто;
им сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у них активно работает логика и им необходимо всему найти объяснение;
в душе такие люди очень чувствительны и ранимы;
в будущем из них много программистов, шахматистов, ученых и исследователей;
от них часто можно услышать: «это нелогично», я подумаю, «проанализирую»,
«выясню»;
воспринимают окружающий мир через логику;
в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.