клавдия кудинова
Консультация для родителей «Первичная профилактика нарушений речи у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Первичная профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы.
И так в вашей семье прибавление. Малыш растёт. Вы рады, когда он впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что – то сообщать другим людям, ребёнок понимает примерно в год. Освоение речи – последняя самая важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие ребёнка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Если у вашего ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких, вероятно, у него возрастная временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет с возрастом, но иногда нужно ребенку помочь. Для этого важно знать причины таких задержек.
Характеристика речи детей 2-3 лет :
• На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
• К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
• К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
• Употребляет существительные в форме ед. и мн. числе, обозначающие животных и их детенышей, употребляют форму мн. числа существительных в родительном падеже (ленточек, яблок, рук).
• Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картинок, иллюстраций.
• Повторяет за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины.
К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков (р, (л, наблюдается перестановка звуков.
Для профилактики нарушений речи у детей 2-3 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки:
- Развитие правильного дыхания.
- Развитие мелкой моторики и общей моторики.
- Развитие чувства ритма.
- Развитие понимания речи.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Для развития правильного дыхания:
Используя простые дыхательные игры с детьми дома можно научить ребенка правильно дышать.
1. Дуть в дудочки, язычки, вертушки,
2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)
3. «Забей мяч в ворота»
4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»
5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде
Развитие мелкой моторики
В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
1. Гладить животных (мягкие игрушки)
2. Игры с массажными мячами
3. Ловить намагниченных рыбок
4. Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений, например «Сорока, сорока…».
5. Перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться
Развитие чувства ритма
Рекомендуются следующие задания:
1. Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.
2. Пение под фонограмму с одновременной "ходьбой".
Пение под фонограмму без выполнения движений.
Развитие понимания речи
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.
1. Попросите ребенка назвать предметы одежды.
2. По дороге домой спросите: что делает – стоит. И т. д. (идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, везет)
3. Попросите подать большую игрушку или маленькую игрушку (понятия «большой» - «маленький»).
4. Поиграйте в игру «Принеси мне…».Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый)
Игры на развитие слухового внимания
Игра «Топ-хлоп».
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трё хлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу».
Игра «На стол! Под стол! Стучать!».
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.
Игра «Нос - пол - потолок».
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.
Игры на развитие фонематического слуха
1. «Доскажи словечко».
- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался (зайка)
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке (лапу)
- Наша Таня громко плачет, уронила в речку (мячик)
2. «Хлопаем в ладоши».
Задается определённый ритм и темп, который потом повторяет ребенок.
3. «Правильно-неправильно».
Взрослый называет слово и нарочно меняет в нём букву (шашина, вашина, ташина, МАШИНА, ребенку дается задание подать какой-либо сигнал (хлопнуть, когда слово произносится правильно.
Важно правильно подобрать время для проведения игр, не надо заставлять малыша, если у него нет желания заниматься, если он себя плохо чувствует или хочет спать – от игр малыш должен получать только положительные эмоции и хорошее настроение.