Явкина Надежда
Консультация для родителей на тему «Познавательное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие очень важно для ребёнка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире. Как мама может помочь своему малышу обогатить эти знания и направить его познавательное развитие в нужное русло?
Публикация «Консультация для родителей на тему „Познавательное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребёнка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребёнка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
- познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
- значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;
- формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребёнка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребёнка в окружающем.
Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребёнок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.
Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребёнок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.
В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребёнка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница», «Я – самолёт», «Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.
Познавательная деятельность ребёнка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).
Предметная деятельность (третий год жизни)
Задачи:
- проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д. ;
- учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;
- развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
- поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;
- собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
- составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр., разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;
- закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.
Сенсорное развитие
Задачи:
- учить различать четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький);
- развивать действия по использованию сенсорных эталонов;
- уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;
- различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);
- пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
- собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;
- группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой, используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т. д.).
Знакомство с окружающим миром
Задачи:
- развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);
- знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);
- продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.
Окружающий мир включает в себя знания:
- о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос, его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);
- деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);
- предметах, действиях с ними и их назначения (предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);
- живой природе: растительный мир (деревья, травы, цветы, овощи, фрукты, животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь, их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок, дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка, птицы (воробей, ворона, голубь и т. д.);
- неживой природе: о воде в быту (льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);
- явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья, погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).
Конструирование
Задачи:
Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора :
- приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.
Конструирование из бумаги :
- показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);
- составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);
- использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.
Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)
- геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);
- лото, домино;
- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);
- картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);
- иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;
- иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;
- мелкая и крупная геометрическая мозаика;
- предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;
- матрешки трех- и четырехсоставные;
- сборно – разборные игрушки;
- напольная пирамидка (из 6-7 элементов);
- пособия на липучках;
- материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);
- наборы разрезных картинок (2-4 части);
-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;
- коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;
-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);
- емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);
- ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;
- набор шумовых коробочек;
- «Чудесные мешочки»;
- игры для интеллектуального и сенсорного развития;
- парные картинки;
- серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;
- настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;
-инструменты домашнего мастера;
- игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);
- «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка, назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;
- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);
- мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);
- фланелеграф;
Виды и содержание деятельности детей.
Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.
Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.
Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.
Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.
Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.
Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Курочка и цыплята», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Дидактические игры по ФЭМП: «Размещение вкладышей по форме и величине», «Сделаем бусы для куклы», «Нанизывание больших и маленьких бусин», «Нанизывание бусин разной формы».
Театрализованные игры – ситуации: «Солнечные зайчики», «Карусели».
Центр воды и песка
-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п., различные формочки, пипетки для окрашивания воды);
- набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.
Игры – опыты с водой: «Узнаем какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает».
Игра – ситуация: «Плывут кораблики».
Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)
Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками
Для детского экспериментирования подойдет все, что находится под рукой.
- камни, земля, глина, снег;
- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
- стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;
- пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;
- формочки для изготовления цветных льдинок;
-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);
- трубочки для продувания, просовывания;
- волшебный мешочек;
- мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.
Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).
Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
Центр природы
- дидактическая кукла с набором одежды по временам года;
- оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);
- коллекции камней, ракушек, семян;
- игротека экологических развивающих игр;
- библиотека познавательной природоведческой литературы;
- картины – пейзажи по времени года;
- муляжи овощей и фруктов;
- календарь природы (погоды);
- материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);
- иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;
- иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;
- иллюстрации зверей (домашних и диких, птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;
- наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Родная природа», «В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц, серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».
Дидактические игры: «Что растет на огороде», «Овощной магазин», «Кто за елкой?», «Найди что покажу», «Найди что назову», «Угадай, что в руке», «Найди, о чем расскажу», «Чьи детки», «Угадай что съел».
Игры – ситуации: «На нашем дворе», «Солнышко встает», «Цветочная полянка», «Вот поезд наш едет», «Капают сосульки».
Игры – инсценировки: «Что растет на грядке», «Листики в садочке».
Таким образом, чем активнее ребёнок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.