Папки-передвижки

Консультация для родителей на тему «Мнемотехника в развитии связной речи детей»

Ольга Пашко
Консультация для родителей на тему «Мнемотехника в развитии связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки.

Что такое мнемотехника?

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д.

Публикация «Консультация для родителей на тему „Мнемотехника в развитии связной речи детей“» размещена в разделах

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды и педагоги. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы :

* являются дидактическим материалом по развитию речи;

* их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

* использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи

Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях в детском саду и дома. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.

Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу :

https://dou24.ru/mkdou66/images/16-17/rod/sharova/21shar.jpg

Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)

Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).

Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев,

Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»,

С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»,

С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»,

С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).

Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»,

Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту!

Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)

У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи!

Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

https://dou24.ru/mkdou66/images/16-17/rod/sharova/22shar.jpg

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.

Например: рассказ о себе.

1. Меня зовут. Маму зовут. Папа.

2. У меня есть младший (старший) брат (сестра).

3. Мама работает___, а папа.

4. Моя бабушка___ умеет вязать и шить, а дедушка___ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.

5. Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.

6. Мы очень любим свою семью.

https://dou24.ru/mkdou66/images/16-17/rod/sharova/23shar.jpg

При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам.

Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт»

Груши - это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.

https://dou24.ru/mkdou66/images/16-17/rod/sharova/24shar.jpg

А как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

На занятиях с детьми мы используем великолепную книгу, сборник рассказов для развития речи Белоусовой Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто!». Удачно подобранные стихи и рассказы с символьными картинками очень помогали детям в пересказе. К каждому рассказу подобраны картинки-подсказки, которые помогают ребенку запомнить и пересказать тексты.

Рисунки в книжке можно раскрашивать. Это способствует развитию мелкой моторики.

Используя символьные картинки на занятии, я увидела, что сначала дети боялись пересказывать, потому что им казалось, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но постепенно они поняли, что по картинкам пересказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно это превратилось в посильную игру. Даже просили на каждом занятии «поиграть с картинками»! Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи «читать картинки». Дети играют, а мы видим в результате осмысленное запоминание.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Сначала мы с детьми пересказывали по картинкам из книжки, потом они сами научились схематически изображать текст для пересказа.

В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные картинки и могли легко пересказать любой текст.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :

* Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

* Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

* Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

* Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Используемая литература:

1. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста».

2. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников». Москва, 2001.

3. Большева Т. В. «Учимся по сказке». С. -Петербург: «Детство-пресс», 2001.

4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994.

5. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П.

6. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993

7. Павлова Л. Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Москва, 2004.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Консультация для родителей. «Мнемотехника – как средство развития связанной речи у детей». У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых.

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи» «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д.

Консультация для родителей «Особенности связной речи детей» Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им” Г. Гегель Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Консультация по развитию речи «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников». К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам.

Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Мнемотехника, как средство для развития связной речи детей Использование мнемотехники для развития связной речи детей Образное изложение делает предмет речи видимым. Цицерон К сожалению, в настоящее.

Лэпбук «Мнемотехника как приём в обучении детей связной речи»Лэпбук «Мнемотехника как приём в обучении детей связной речи» Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитой речью, умением правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей на тему «Мнемотехника в развитии связной речи детей»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 00:49
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей на тему «Мнемотехника в развитии связной речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пашко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД