Папки-передвижки

Мнемотехника, как средство для развития связной речи детей

Сулимова Юлия
Мнемотехника, как средство для развития связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование мнемотехники для развития связной речи детей

Образное изложение делает предмет речи видимым.

Цицерон

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

Публикация «Мнемотехника, как средство для развития связной речи детей» размещена в разделах

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Ушинский К. Д. писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

В работе педагога главное место при занятиях занимает демонстрационный материал. Наглядность, вот что необходимо для работы с детьми. Дети любят рассматривать картинки и предметы. Они с удовольствием вступают в диалоги во время занятий с наглядным материалом. Педагог в свою очередь учит детей выявлять признаки, характеристики и описывать действия, тем самым расширяя у них словарный запас и формируя связанную речь. Подобный подход способствует развитию ребенка в игровой форме, которая под стать на данный момент его возрасту.

По мнению К. Д. Ушинского, ребенку сложно запомнить пять незнакомых слов по средствам просто объяснений, однако, если эти слова ассоциировать с изображениями в ходе объяснений, он запомнит их очень быстро и легко.

Именно это позволяет сделать вывод о том, что мнемотехника один из самых лучших способов для развития связной речи детей.

Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы, использующие визуализацию информации для запоминания в процессе обучения. В какой-то степени, мнемотехника это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с самого раннего возраста. Это обусловлено тем, что у детей в раннем возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст (слова и словосочетания) представляется в последовательных картинках. Для мнемотехники используются :

- рассказы;

- сказки;

- пословицы;

- стихотворения;

- загадки.

На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок и т. д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации.

При использовании мнемотаблиц решаются такие задачи как:

- развитие связной речи и коммуникативной функции (диалогической речи);

- развитие навыков у ребенка воспринимать и формировать рассказы, сказки, стихи по средствам символов и картинок, которые содержатся в мнемотаблицах;

- обучение и совершенствование навыков правильного произношения звуков, а так же запоминать буквы;

- развитие у ребенка сообразительности, наблюдательности, умений выделять свойства предметов и явлений, а так же сравнивать, выделяя разное и одинаковое, совершенствуя умственное развитие;

- развитие у ребенка процессов мышления, внимания, воображения и памяти.

Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнеможорожки и мнемотаблицы.

Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главный является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми. Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.

Мнемотаблицы используются как дидактический материал при занятиях связанной речи чтобы :

- расширять словарный запас;

- обучать формировать рассказы;

- обучать пересказам;

- обучать загадывать загадки и отгадывать их;

- запоминать стихи.

Детей младшего возраста обучают с помощью мнемотехники схемам одеваний, формируют культурно-гигиенические навыки, обучают потешкам и т. д.

В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы детского сада схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл.

Последовательность изготовления мнемотаблицы :

1. Произведение разбивается по частям, определяются самые значимые моменты. На бумажном листе чертят квадраты.

2. Каждое существительное или прилагательное представляют в графическом виде с помощью картинки или схематичного изображения.

3. Глагол изображают таким образом чтобы было как можно лучше понять его, непонятное слово обозначают знаком вопроса. По этому пункту детям необходимы будут дополнительные комментарии педагога.

Большую эффективность мнемотаблицы доказали при запоминании стихотворения. Все слова и словосочетания переводят в графический вид. После выстраивают последовательную схему всего произведения. На основе подобранного графического материала дети на основе памяти могут воспроизвести полностью стихотворение.

При работе по методу мнемотехники с описательными рассказами необходимо детей обучить как выделяются признаки предметов.

В формировании творческих рассказов детям так же помогает методика с использованием мнемотаблиц. Она позволяет выстраивать логический текст.

Пересказ занимает особое место в развитии связной речи детей. Ребенок совершенствует структуру речи, способность выстраивать ее выразительно. Наглядность изображений позволяет сконцентрироваться на структуре построения речи, качестве ее произношения и придании правильных интонаций.

Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:

1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.

2. Преобразование информации из картинок в образы.

3. По предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ. Детям младшей группы помогают, дети же старшей – уже сами без помощи.

Не нужно забывать, что процесс развития связной речи должен проходить не только в детском саду, но и дома. Большую роль в развитии ребенка и становления его как личности играет его семья, а в частности родители. Поэтому необходимо поставить перед родителями детей факт того, что дома им необходимо будет заниматься. При необходимости родителям можно проводить консультации с педагогами по методике мнемотехники. Если дома отсутствует какой-либо дидактический материал по данному методу, можно предоставить копии с занятий по средствам электронной передачи данных (электронная почта, жесткие носители памяти) или передать материал для размножения копий.

Подготовка материала по методу мнемотехники требует очень детальный отбор. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а так же подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал.

В процессе работы с детьми не стоит применять большое количество мнемотаблиц. Это не дает необходимого эффекта, а наоборот, вредит усвоению темы. В день стоит проводить занятия не больше чем по 2 мнемотаблицам. В зависимости от заинтересованности ребят, повторно рассматривают дидактический материал мнемотехники. При возникновении трудностей у детей, нужно помогать в процессе восприятия и воспроизведения графических символов и с их последовательностью.

Результатами первого года обучения по методу мнемотехники является способность детей вместе с педагогом составлять небольшой рассказ, сказку, применяя лексику, при этом соблюдается сюжетная линия. Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц, т. е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории.

Дети часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Именно мнемотаблицы помогают сконцентрироваться и научиться ребенку последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно перед тем как начнется подготовка к школе.

Публикации по теме:

Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развитияФотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности.

Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Консультация для родителей. «Мнемотехника – как средство развития связанной речи у детей». У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых.

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи» «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Если ребенок молчит, покажите.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Особенности театрализованной игры в развитии детей В.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3-4 лет[/b] Актуальность Массовое явление, связанное с низким уровнем.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника, как средство для развития связной речи детей
Опубликовано: 16 октября 2018 в 09:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника, как средство для развития связной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Сулимова Юлия (УИ 1392965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД