Инна Калабухова
Консультация по развитию речи «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников».
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Актуальность: Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: ограниченность детского словаря; дети не владеют речевыми жанрами, у многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.
Публикация «Консультация по развитию речи „Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка. Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.
Проблемы речи детей :
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление не литературных слов и выражений.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать :
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
связную речь
мелкую моторику рук
Когда начинать заниматься мнемотехниой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Где можно использовать мнемосхемы?
- Обогащение словарного запаса;
- Обучение пересказа;
- Составление рассказов;
- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
Основные элементы мнемотехники : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, их используют для:
*обогащения словарного запаса,
*при обучении составлению рассказов,
*при пересказах художественной литературы,
*при отгадывании и загадывании загадок,
*при заучивании стихов.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить
так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Последовательность работы с мнемотаблицами
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
примеры мнемотаблиц.
Ожидаемые результаты
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Список используемой литературы
1. Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г. ; №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
2. Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление».
3. Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
4. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
5. Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.
6. Тихомирова Л. Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
7. Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.