Екатерина Бойко
Консультация для родителей «Как помочь ребенку осознать свое поведение» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Главная отличительная черта произвольного и волевого действия — его осознанность. Практически во всех определениях утверждается мысль: осознанность (или сознательность) выступает как основная характеристика волевого и произвольного поведения. Приведем некоторые из них.
С. Л. Рубинштейн. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания.
A.В. Запорожец. Присущая человеку способность руководствоваться в своих действиях сознательно поставленной целью называется волей, а сознательно регулируемые действия называются произвольными или волевыми.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку осознать свое поведение“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
B.И. Селванов. Воля — сознательное саморегулирование человеком своего поведения.
Перечень цитат можно было бы продолжить. Однако и так ясно: без осознания своих действий человек не может управлять ими и контролировать их. Следовательно, импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников можно объяснить неосознанностью — дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников — формирование осознанности своих действий.
Как помочь ребенку осознать свое поведение? Наиболее эффективным средством традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом, который задан в правиле. Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задает взрослый или кто-то другой, кто данное правило предлагает. Вместе с тем очевидно, что ребенок, осознав свое поведение, не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются им и становятся средством организации его действий. Осознанность в своих развитых формах проявляется прежде всего в свободной, ненормированной жизни ребенка — в сознательной постановке цели, в осознании своего состояния и намерения, в выработке отношения к окружающей действительности и т. д. Причем все это совершается им самим, а не задается кем-то извне.
Но здесь возникает естественный вопрос: как появляется способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении? Очевидно, эта способность предполагает прежде всего осознание своих целей (т. е. знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю). Исследования показывают, что старшие дошкольники при определенных условиях способны осознавать свое поведение. Однако данной способностью обладают далеко не все; более того, наблюдаются значительные индивидуальные различия.
Как формируется у ребенка способность осознавать свои желания и действия? Центральная роль принадлежит речи, речевому общению со взрослым. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени. Благодаря этому возможны «действия в будущем», т. е. планирование своего поведения. Для ребенка необходимость сформулировать свои намерения — толчок к осознанию ситуации и собственных действий в ней. Речь выступает как фактор, мобилизирующий его опыт.
Решающее значение речи как средства овладения своим поведением доказывается также примерами из ее патологии. Так, при афазии (расстройстве или утрате речи) полностью утрачивается способность к произвольному действию: конкретная ситуация целиком овладевает действиями больного, а планирование и организация своего действия во времени становятся невозможными. Из сказанного очевидно, сколь значимо влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в раннем, но и в более позднем возрасте. Вместе с тем практика экспериментальной и педагогической работы с детьми показывает: многие из них, достаточно хорошо владеющие коммуникативной речью (т. е. много и свободно говорящие, далеко не всегда осознают, контролируют и тем более планируют свои действия. По-видимому, овладение речью — необходимое, но недостаточное условие формирования произвольного и осознанного поведения.
Какое же речевое общение со взрослым способствует произвольности и осознанности поведения? Мы предположили: таким общением является внеситуативно-личностное. Его содержание выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков. М. И. Лисина полагала, что такое общение — решающее условие преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции. Вместе с тем очевидно, что не всякое внеситуативно-личностное речевое общение со взрослым — когда взрослый спрашивает, а ребенок отвечает — может быть условием и фактором формирования произвольного поведения. Речь идет об общении, активизирующем работу сознания ребенка, побуждающем его со стороны смотреть на себя, на свои действия. Возможно оно только тогда, когда общение опирается на реальные интересы ребенка, когда включено в его практические действия.
Не секрет, что в современной практике дошкольного воспитания нередки ситуации, когда внеситуативное общение со взрослым вынесено за пределы реальной, конкретной практики ребенка (заучиваются не слишком понятные стихи и песни, усваиваются на словах абстрактные нормы поведения и этические оценки и пр.). Знания и умения, усвоенные на занятиях, также часто не связаны с реальной жизнедеятельностью. Так, ребенок может помнить названия всех месяцев года, но не знать, какое время года сейчас; не умеет пользоваться пространственными предлогами (над, под, перед, значение которых он заучивал. При этом его собственная активность (игра, общение со сверстниками, конструирование и пр.) остается ситуативной и неосознанной, что грозит разрывом между вербальной и практической деятельностью. Такой разрыв таит в себе две опасности, с одной стороны, образованием своего рода «речевой ситуативности», когда ребенок общается со взрослым в пределах уже существующих речевых штампов, а с другой — задержкой на стадии ситуативного, неосознанного и непроизвольного поведения. При таких условиях речь не может стать средством овладения своим поведением.
По-видимому, становление регулирующей и планирующей функций речи не происходит стихийно. Нужна специальная работа по включению речи в самостоятельную деятельность детей, по вербализации их практического опыта. Очевидно, для развития осознанности и произвольности поведения необходимо такое внеси-туативно-личностное общение, которое не только выводит ребенка за пределы воспринимаемой ситуации, но и направляет его на осознание этой ситуации и своих практических действий в ней.
Для проверки предположения мы провели специальный эксперимент. Разработали два варианта беседы, не только тесно связанные с конкретными действиями ребенка, но и позволяющие ему взглянуть на них со стороны. Задача первой беседы заключалась в осознании ребенком своих предпочтений и своего отношения к своей деятельности и условиям своей жизни. Его внимание и осознание направлялись именно на собственное отношение к той действительности, в которой он живет. Вторая беседа посвящалась субъективному времени ребенка. Многие ученые отмечают, что важнейшее условие осознания своего поведения — его рассмотрение во времен-ной последовательности, в соотношении настоящего действия с прошлым и будущим. Временная перспектива, т. е. включение прошлого и будущего, идеального плана в план настоящего момента — необходимое условие волевого и произвольного действия. Наличие временной перспективы позволяет человеку преодолеть давление воспринимаемой ситуации и осуществить волевое действие. Ж. Пиаже считал, что освободить себя от действительной ситуативности в поведении можно либо воспоминанием о прошлом, либо предвидением будущего. Именно эта способность — вспоминать и предвидеть — лежит в основе преодоления ситуативности поведения. Л. С. Выготский также неоднократно подчеркивал: речь является столь мощным универсальным средством овладения собой потому, что благодаря ей ребенок приобретает возможность действовать не только в настоящем, но и в будущем, активно изменяя настоящую ситуацию с точки зрения прошлого опыта. Эти и другие высказывания позволили нам предположить: важнейшее условие осознания себя и своей деятельности способность соотносить свои настоящие действия с прошлым и с будущим. Именно эта способность может формироваться во внеситуативно-личностном общении — беседе ребенка со взрослым, в ходе которой происходит осознание собственных желаний и воспоминаний. Эксперимент — констатирующий и формирующий — проводили в детском доме и в дневной группе детского сада. Полагали, что, сопоставляя осознанность собственных действий у детей, растущих в семье и в детском доме, можем выяснить влияние внеситуативно-личностного общения на становление самосознания.