Елена Павлова
Консультация для родителей «Ориентировка во времени» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей " ориентировка во времени (средний возраст)
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, изменять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять ритм и темп своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении- от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и " показать". Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят : " Если время есть, покажи мне его". Как же ребенку показать время? Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять,длительность,последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость.
Публикация «Консультация для родителей „Ориентировка во времени“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом. Какие же виды деятельности следует использовать как показатели разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время : это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. В средней группе закрепляется у детей название частей суток, углубляются, расширяются представления об этих отрезках времени. Необходимо постоянно обращать внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении, когда это бывает, мы старались опираться на содержание деятельности максимально приближённой к опыту самих детей, то в средней группе необходимо показывать, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: Школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Предлагать также самим детям из набора картинок выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем (утром, вечером, ночью). Показ разно образной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлять и посредством игр, рекомендованных Ф. Н. Блехер. Это игры - путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинать игру такими словами:"Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?" В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий. Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток проводить беседу по таким вопросам :" Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня". И т. п. Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени. Временные понятия "сегодня"," вчера", " завтра" носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Обращаться к детям с вопросами: " когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?" Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстро ты движений в играх( " поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее"). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на проулках можно сравнивать скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.