Наталья Берестова
Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему
«Как помочь ребенку стать внимательным»
Воспитатель МДОУ ДС КВ №28
Решетилова Наталья
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку стать внимательным“» размещена в разделах
(На третьем слайде — определение термина «внимание».) Внимание — важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания — своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Попробуйте объяснить ребенку, что значит слово «внимание». Что именно он должен сделать, услышав это слово от вас или от воспитателя? Опишите состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например: «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть на рисунок и сосредоточиться на том, что нарисовано».
А если вы попросите ребенка одной рукой нарисовать круг, а второй — треугольник, состояние, которое потребуется для качественного выполнения этого задания, и есть состояние внимания.
(На четвертом слайде — определение распределения внимания.) Распределение внимания — внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с нимиили наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдать за окружающим и т. п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания педагога и родителей.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: «Когда я говорю „внимание", я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», — дети тут же начинают его понимать.
(На пятом слайде — определение переключения внимания.) Переключение внимания — перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи» с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях» или действиях.
Внимание — не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа. Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:
1. Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
2. Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.
3. Во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.
Возьмите памятки, в них вы найдете простые рекомендации, как развить внимательность дошкольника
2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания. Игровой практикум
(На шестом слайде— фотографии детей группы во время игры.)
Педагог-психолог. Кчислу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.
Если ребенок уже знает, что такое внимание, с ним можно организовать простую игру. Кстати, лучше, если все упражнения которые вы собираетесь выполнять, были бы преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Договоритесь с ребенком что когда вы идете по улице, один из вас может в любой момент сказать: «Внимание на ту машину!» или «Внимание на кошку!» Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди описываете его самым подробным образом: цвет, форма, детали, поведение (если объект живой, звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделал описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: «Как ты здорово заметил, что кошка полностью черная, и что одно ухо у нее меньше другого! Ты очень внимателен, молодец!» Пусть малыш тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию умения быть внимательным к собеседнику.
Если сын или дочь уже знает буквы, умеет читать, можно предложить одно интересное упражнение: в течение пяти минут в какой-нибудь газетной статье вычеркивать все встретившиеся буквы А. При этом поставить условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, а если четыре и меньше — выиграл. Затем выполните упражнение сами, а ребенок пусть тщательно проверит. Похвалите его.
Воспитатель и педагог-психолог предлагают родителям побывать в роли детей и выполнить упражнение, направленное на развитие внимания (для каждой группы свое). Время выполнения — не более пяти минут
Первая группа — «Нарисуй бусинки»
У каждого участника лист бумаги и цветные карандаши. Упражнениеродители могут выполнять без сопровождения педагогов, задание проводится на карточке, например: «Нарисовать пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя -самаямаленькая».
Вторая группа — «Нарисуй узор» (графический диктант)
У каждого участника лист бумаги с отмеченной точкой. Воспитатель диктует действия, а родители должны нарисовать узор до конца строки под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Одна клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх — одна клетка вправо — одна клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх». (Как вариант — нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить.)
Третья группа — «Что изменилось?»
Предварительно педагог-психолог раскладывает на столе10 — 15 мелких предметов (ластик, карандаш, блокнот и др.) и накрывает их газетой. Приглашает одного из участников группы проверить,
свою наблюдательность — в течение 30 секунд ознакомиться с рас
положением предметов, потом повернуться спиной к столу. В это
время педагог-психолог перекладывает 3 — 4 предмета на другие места, затем просит играющего повернуться, посмотреть на предметы и ответить на вопрос: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?»
Если позволяет время, каждый из родителей может испытать
себя. Особенно интересно, если предметы просто не перекладывают или не убирают. Это в большинстве случаев вызывает замешательство.
По истечении обозначенного времени участники каждой группы демонстрируют всем предложенное им задание и результаты, а также говорят о трудностях, с которыми они столкнулись при выполнении. Воспитатель и педагог-психолог направляют и комментируют выступления родителей, дают правильные ответы.
Далее воспитатель предлагает участникам игры и упражнения на тренировку основных свойств внимания — игровой калейдоскоп, который можно найти в специально оборудованном уголке родителей в группе. Родители могут проводить их с детьми дома, во время прогулок или использовать модифицированные варианты.
Как развить внимательность
(памятка для родителей)
• Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют ребенка.
• Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства
внимания.
• Учите малыша играть в шахматы и шашки, вед ь их называют «школой внимания».
• Развивайте у дошкольника наблюдательность — умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое — в знакомом.
Игровой калейдоскоп на развитие устойчивости
и переключения внимания
«Пуговица»
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется.
У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговици, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Можно усложнить игру, используя большее количество клеток и пуговиц. В нее же полезно играть для развития памяти, пространственного восприятия и мышления.
«Маленький жук»
Перед двумя игроками поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Взрослый диктует малышу ходы, а тот передвигает по полю жука в нужном направлении, причем делает это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например: «Одна клеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вн из — одна клеточка влево — одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.)
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из16 клеток будет освоенно — перейти к движению по полю из 25, 36 клеток, усложнить задания ходами: две клетки наискосок вправо - вниз, три клетки влево и т. д.
.