Надежда Пискунова
Консультация «Как помочь тревожному ребенку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь тревожному ребенку?
Для начала хочется разобраться с понятием - что же такое «детская тревожность»? Перед глазами родителей часто возникает образ ребенка с трясущимися руками, сильно нервничающего или заплаканного, и тут же мысль «ну мой точно не такой»! Конечно тревожность и в этом образе, но так скажем это ее выраженная стадия. Тревожность у ребенка это его внутренние переживания о ситуации, в которой он находиться, или скоро будет находиться. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. К примеру, ребенок становиться молчалив, раздражителен перед утренником, а после мероприятия возвращается в хорошее настроение – это тревога.
Публикация «Консультация „Как помочь тревожному ребенку?“» размещена в разделах
Казалось бы, что особенного в том, что ребенок переживает и волнуется? Ответ прост – это становиться проблемой, когда подобные переживания затягиваются на продолжительное время и причины наслаиваются одна на другую, и ребенок эмоционально не справляется.
Критерии определения тревожности у ребенка
Постоянное беспокойство.
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
Раздражительность.
Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Чтобы помочь тревожному ребенку, нам сначала нужно понять, а тревожен ли он? Что определить уровень тревожности можете использовать следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).
Не может долго работать, не уставая.
Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
Смущается чаще других.
Часто говорит о напряженных ситуациях.
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
Руки у него обычно холодные и влажные.
У него нередко бывает расстройство стула.
Сильно потеет, когда волнуется.
Не обладает хорошим аппетитом.
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
Пуглив, многое вызывает у него страх.
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
Часто не может сдержать слезы.
Плохо переносит ожидание.
Не любит браться за новое дело.
Не уверен в себе, в своих силах.
Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов.
Средняя — 7—14 баллов.
Низкая — 1—6 баллов.
Вы прошли тест и определили высокий уровень тревожности ребенка? Можно предпринять следующее:
1)Обратитесь к психологу с целью диагностики ребенка (ваши ответы могут быть субъективны);
2)Примите меры по улучшению собственного эмоционального состояния. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
3)Самостоятельно оцените целесообразность требований предъявляемых к ребенку, согласованны ли они с другими членами семьи, педагогом в саду, соответствуют ли возрастному развитию и т. д. Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку : «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Важно, чтобы взрослые осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности, помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в разных ситуациях.