Папки-передвижки

Консультация для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3–4 лет»

Елена Анищенко
Консультация для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Произведения художественной литературы для ребёнка 3-4 лет»

Букреева Е. А., воспитатель

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Темочки:

Книга - это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий, получает все больше разнообразной информации, необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети черпают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, которые должны открыть для своего ребёнка мир книги. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры. Эта печальная реальность должна заставить нас, взрослых, задуматься и попытаться как-то исправить положение вещей. С самого маленького возраста малышам нужно читать произведения художественной литературы, соответствующие их развитию. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил это занятие. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное - содержание.

Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Их можно использовать не только с целью лучшего запоминания характера персонажа (шустрый воробей, но и в режимных моментах. При умывании: «Кран, откройся, нос умойся», при обувании: «Пяточки, пяточки - поиграем в пряточки». И т. д. Очень важно для ребёнка 3-4 лет подбирать книгу с яркими иллюстрациями, и после прочтения отрывка, подкреплять внимание малыша красочной картинкой к данному отрывку, потешке, песенке и т. п.

Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др., выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.

Также дети в этом возрасте любят сказки, где один сюжет цепляется за другой "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба". Им более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных, В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Ниже приведены рекомендуемые произведения для чтения детям 2— 4 лет:

Сказки. Русские сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лаптищи», украинская сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс», чешская сказка «Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская сказка «Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки «Волк, улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Готовясь к чтению детям сказок, взрослый должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок имеют варианты в авторской обработке. С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»; В. Бианки «Колобок — колючий бок»; Б. Заходер «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л. Куликов «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева «Зайка и Ойка»; Г. X. Андерсен из книги «Оле-Лукойе»; А. Прёйсен «Весёлый Новый год»; А. Баллинт из книги «Гном Гномыч и Изюмка»; JI. Муур «Крошка Енот»; Б. Поттер «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И. Токмаковой). Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка четвёртого года жизни много новых и интересных знаний. Э. Хогарт «Ослик Мафии и его друзья»; А. Прёйсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти».

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. Выше было сказано об огромной роли детского фольклора, но также важным средством приобщения детей к духовной культуре является классическая литература. В первую очередь это произведения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, И. Токмаковой, Д. Хармса, Ю. Мориц, Можно предложить послушать стихотворения русской поэтической школы в сокращё нном виде: Я. Грот «Зимнее веселье», «Труд»; Ф. Миллер «Подписи к картинкам»; К. Льдов «Саша-замарашка»; И. Никитин «Детство весёлое»; Р. Кудашева «Игра»; С. Есенин «Бабушкины сказки». Кроме этих стихотворений, обязательно нужно читать детям и другие поэтические произведения, в которых проявляется своеобразие словесно-изобразительных средств художественной речи (стихосложение, поэтическая лексика и фонетика).

Это далеко не весь список литературы, которую можно порекомендовать для чтения детям на данном возрастном этапе. Родители сами могут дополнить его по своему желанию. Важно, чтобы содержание соответствовало возрастному, нравственному и психическому развитию Вашего ребёнка.

Советы для родителей :

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибках не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на эмоции ребенка Восприятие художественного произведения- очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение,.

Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» Доклад к педагогическому совету Тема:.

Гендерное развитие посредством художественной литературы Гендерное развитие посредством художественной литературы Цель: Обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической.

Конспект «Снегурушка и лиса» — чтение художественной литературы Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,.

Консультация для родителей «Ребёнок в мире художественной литературы» При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия,.

Роль художественной литературы в развитии детей Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Семинар «Развитие речи посредством художественной литературы» Тема семинара методического объединения педагогов дошкольного образования «Развитие речи посредством художественной литературы». Тема взята.

Викторина «Знатоки в мире художественной литературы» Знатоки в мире художественной литературы Воспитатель: Родионова Т. И. Уважаемы родители и ребята, сегодня мы вам предлагаем поиграть, а,.

Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей Человек-дитя природы, и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек часто забывает об этом, иногда позволяет себе относится к.

Значение художественной литературы в развитии речи детей. Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3–4 лет»
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 08:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Анищенко (УИ 377037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД