Юлия Тюльканова
Использование игр в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр в экологическом воспитании
Отдел образования
Администрации Шахунского района
Творческая работа
(описание педагогического опыта)
Использование игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Выполнила
воспитатель
МДОУ д/с №5 «Теремок»
Тюльканова Ю. В.
Стаж работы 15 лет
г. Шахунья
2010 г.
План.
Введение… c. 3
Публикация «Использование игр в экологическом воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
I. Теоретическое обоснование использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
1.1. Экологическое воспитание - одно из важных направлений в дошкольной педагогике…. ….…. с. 4
1.2. Значение игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…. …. с. 5
1.3. Цель и ожидаемые результаты …. с. 7
II. Практическая часть.
2.1. Организация предметно-развивающей среды…. c. 8
2.2. Диагностика экологических знаний и умений детей 4-5 лет…. с. 9
2.3. Перспективный план игр с экологическим содержанием. с. 12
2.4. Формы и методы организации работы с детьми…. ….…. с. 14
III. Заключение…. с. 16
Литература….…. с. 17
Приложения ….… с. 18
Введение
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных общепланетарных проблем, экологических проблем России (своей страны) и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие дают кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы.
Поиск наиболее эффективных путей формирования экологической культуры обосновывает актуальность работы.
Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Огромное влияние на становление моего педагогического опыта оказали следующие факторы:
1. Изучение методической литературы;
2. Изучение опыта коллег по проблеме формирования экологической культуры дошкольников;
3. Активное участие в подготовке и проведении педагогического совета «Экологическое воспитание в детском саду».
Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, поэтому считаю, что работа по экологическому воспитанию для этого возраста обладает большими возможностями и перспективами.
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «… реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видов деятельности …», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к самостоятельной сознательной жизни.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построение новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка, внимание учёных и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (А. Н Леонтьева, Д. Б. Эльконина) показали, что развитие и воспитание ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода средство познания ребёнком действительности.
Д. Б. Эльконин подчёркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое даёт эффект общего психического развития. По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребёнок «живёт» и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строит свои отношения с природой. Игра для ребёнка серьёзное занятие.
Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.
I. Теоретическое обоснование использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
1.1. Экологическое воспитание - одно из важных направлений в дошкольной педагогике.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
Экологически воспитанная личность характеризуется:
- сформированным экологическим сознанием. Освоение ребёнком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером знаний о природе.
- экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем.
- гуманным, природоохранным отношением. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний.
Названные характеристики сформированности нравственно-экологической позиции личности показательны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, как различны и содержание каждого из показателей, так и формы их проявления.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идёт как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
«Нужно чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьёзных руках», - писал профессор М. М. Камшилов.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу»,чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В. А. Сухомлинский оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. «Природа, труд, мысль – это предметы специального исследования». Известны «уроки мышления в природе», которые проводил этот замечательный педагог. «Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
1.2. Значение игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известный в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Проблеме игры посвящены исследования многих авторов. Игровую деятельность детей дошкольного возраста изучали: А. П. Усова, Д. Б. Менджерицкая, Н. А. Короткова, Р. А. Иванова, С. Г. Якобсон и другие. Педагоги и психологи современности (С. Н. Николаева, В. А. Дрязгунова, Н. Н. Кондратьева и другие) показали возможность использования дидактических игр для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.
В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, также развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной пытливой личности. Игра среди других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс различных видов игр.
По содержанию и правилам экологические игры можно отнести к нескольким группам.
Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Игры помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. (Приложение 1)
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).
Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные картинки («Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок».) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним.
Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, получаемые в ходе игры, радость способствует углублению интереса к природе.. (Приложение 2)
Творческие игры природоведческого содержания - игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой?
Самостоятельная игра. Педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров, дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Наблюдения за детьми показали, что даже в случае вовлечения в такую игру дети редко включают в нее экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т. д.) содержание. Самостоятельная игра в детских садах требует особого внимания и создания необходимых условий.
1.3. Цель и ожидаемые результаты
Проблема моего опыта заключается в повышении эфффективности экологического воспитания дошкольников за счёт использования игры, как ведущего вида деятельности дошкольного возраста.
Решение проблемы определило цель – изучение влияния игр на процесс экологического воспитания дошкольников.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эстетического развития личности дошкольника.
2. Определить значение игры в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Разработать перспективное планирование игр экологического содержания.
Гипотеза исследования: предполагаю, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет проходить более успешно, если будут использованы разнообразные игры экологического содержания.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы :
• целенаправленное наблюдение за процессом экологического воспитания дошкольников;
• использование разнообразной наглядности в работе с детьми;
• диагностика знаний, умений и навыков, приобретённых детьми на занятиях по экологии;
• комплексное внедрение на занятия и в повседневную деятельность детей игр с экологическим содержанием.
Практическая значимость работы определяется тем, что
- даёт возможность совершенствовать и разнообразить педагогический процесс в экологическом воспитании детей;
- разработано и активно применяется на практике перспективное планирование игр с экологическим содержанием.
Ожидаемые результаты.
У детей должны быть сформированы:
- устойчивое познавательное отношение к предлагаемому заданию: ребёнок должен активно оперировать имеющимися знаниями, уметь устанавливать простейшие связи и зависимости в ней существующие.
- практические умения и навыки: ребенок должен самостоятельно устанавливать элементарные причинно-следственные связи, точно и последовательно выполнять трудовые операции по уходу за объектами природы.
- устойчивый эмоциональный интерес к природе: ребенок должен адекватно оценивать поступки и активно выражать свое отношение и переживания по поводу ситуаций.
II. Практическая часть.
2.1. Организация предметно-развивающей среды
Данное исследование проводится на базе МДОУ детский сад №5 «Теремок» комбинированного вида, находящегося по адресу Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Коминтерна, 42а, в средней возрастной группе №8 «Вишенка».
По разделу «Ознакомление с окружающим миром». Наш детский сад работает по следующим программам:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. В. Васильевой»;
- Н. С. Николаева «Юный эколог»
Они направлены на всестороннее развитие ребенка в процессе его экологического воспитания, формирования основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.
По проблеме экологического воспитания я работаю второй год, а с сентября текущего года конкретно занимаюсь планированием и использованием игр экологического содержания на практике.
Реализацию поставленных целей и задач я начала с построения предметно-развивающей среды группы, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса.
1. Важной считаю зону обучения, которая хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. В зоне обучения имеется доска, фланелеграф, магнитная доска, развивающие и дидактические игры и др. Дети находятся здесь не только во время занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. Функциональная роль этой зоны – обучающая.
2. В экологической мини - библиотеке представлен богатый материал художественной и научно познавательной литературы - о природе, о человеке как части природы. Формы и методы работы в этой зоне разнообразны, и зависят от конкретно поставленной педагогом цели. Это чтение, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, беседа, отгадывание загадок, обсуждение ситуации. Функциональная роль этой зоны - познавательная, воспитывается любовь литературе, релаксационная.
3. В группе создана игротека, где находятся дидактические игры экологического содержания. Функциональная роль этой зоны – развивающая.
4. Пожалуй самым необходимым компонентом в экологическом воспитании является уголок живой природы. Он представлен в виде разнообразных комнатных растений, рекомендуемых программой, здесь же живёт золотистый хомячок Рыжик, на примере которых, можно показать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений и животных нашего живого уголка. Дети помогают, с удовольствием выполняют поручения, с радостью ухаживают за животными и растениями, наблюдают за их ростом и развитием. В процессе этой работы дети приобретают навыки по уходу за живой природой, воспитывается бережное отношение к ней.
В течение года мы с детьми изменяем и дополняем материал: осенью – это красивые листья, к концу зимы – ветки с распустившимися почками, весной, летом – букеты цветов.
В уголке природы осуществляется элементарная экспериментальная деятельность, что способствует формированию научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребёнка (здесь дети превращаются в "учёных", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Оборудован мини – огород, где круглый год выращиваем лук, петрушку и используем затем в рационе питания детей.
5. Растительный мир на участке детского сада представлен в виде огорода и цветника. В процессе работы дети знакомятся с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе; приобретают навыки ухода за растениями. Наблюдения и работа на участке дают возможность показать приспособленность растений к условиям существования, в том числе к сезонным изменениям.
Таким образом, вырабатываются навыки экологически безопасного поведения, развивается эмоциональная сфера детей.