Мария Васильевна Захарченко
Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в математике».
▼ Скачать + Заказать документы
«Раз – два, раз – два, раз – два – три! Всю считалку повтори!
Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Содержание предматематической подготовки в ДОУ имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой математических понятий, традициями в обучении старших дошкольников, требованиями современной школы к математическому развитию детей. Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже усвоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые, в свою очередь, будут выступать предпосылкой более сложных знаний и умений и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование художественной литературы в математике“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Уважаемые воспитатели, вашему вниманию представляется консультация на тему : «Раз – два, раз – два, раз – два – три! Всю считалку повтори!
На наш взгляд математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение на занятиях, в повседневной жизни, сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических играх и упражнениях, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.) и хозяйственно-бытовом труде при условии наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления.
Поэтому проблема совершенствования методов обучения и воспитания приобретает особую актуальность. Выдающиеся отечественные педагоги
К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П Усова, А. М Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.
Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.
Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая (мнемоника - «искусство запоминания», эстетическая. Он помогает прививать ребенку навыки поведения в коллективе, а также приобщать к народным традициям.
К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки и др. Это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей.
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число, буква); как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.
Используя идеи народной педагогики, или этнопедагогики (Г. Н. Виноградов, В. И. Водовозов, Г. Н. Волков, А. Ю. Гордин, К. Д. Ушинский, Т. В. Яковлева и др., мы отобрали и систематизировали загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки по темам и подготовили методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Остановимся на некоторых аспектах работы, которые воспитатели могут использовать в практической деятельности.
Поговорим о загадке как средстве усвоения представлений о некоторых математических понятиях множество, отношение, величина, число и т. д., привития любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Загадка – «замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, дается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке»
B загадках математического содержания предмет или явление анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Например, загадку «Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно она притянет» (подушка) можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.
После того как дети ее разгадают, работа продолжается. Воспитатель предлагает вспомнить, о чем эта загадка; показать соответствующую числовую карточку; найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку; назвать соседей числа 4 в числовом ряду; объяснить, как получили число 4; сравнить число 4 с последующим и предыдущим числами.
Старшим дошкольникам можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел.
Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирования навыка распознавания и умения называть их можно использовать следующие загадки.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат.)
Интересно можно организовать и процесс отгадывания загадок: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время чем-то близкие предметы, выделять в них сходные признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.
Понимание внутренней структуры загадки позволяет педагогу обучать детей
их отгадывать (понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить составлять загадки самостоятельно.
Чтобы отгадать загадку, детям нужно осуществить ряд операций в следующей последовательности: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (анализ); сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними (синтез); на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадать загадку (умозаключение).
Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки, озарения. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение-доказательство. Чтобы побудить ребенка к нему, следует выяснить, каким путем он шел, отгадывая загадку. Для этого можно предложить ответить на вопросы: «Как ты догадался? Почему ты так решил?». Для доказательства нужно выделить в загадке все признаки, установить все связи между ними, сопоставить их с отгадкой. Доказательство начинается с объяснения отгадки, которая потом подтверждается перечислением признаков предмета. Этим способом (дедуктивным) дети пользуются чаще всего: в силу возрастных особенностей они стремятся как можно быстрее дать ответ. Можно поступить по-другому: В начале рассуждения-доказательства дети рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка становится логическим итогом этого рассуждения (индуктивный способ).
Использование загадок на занятиях по математике способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д., но и обогащению и активизации словаря.
Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей. Мы предлагаем использовать скороговорки со словами, связанными с математикой. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить разучить
скороговорку «У четырех черепашат по четыре черепашонка», вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать его соседей.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала воспитатель произносит ее, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (взрослый в этом случае выступает в роли дирижера).
На занятиях по математике можно использовать пословицы, поговорки и считалки. Пословица - краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они чаще всего двучленны, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года».
Поговорка, повторим, не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее ей свойственна метафоричность: - Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах».
Пословицы, поговорки на занятиях используются с целью закрепления математических представлений и развития речи. Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками ( народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др., т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего
или распределения ролей в игре. Соревнования в «сказывании» считалок обучают детей артистизму - заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память и добиваться права вести пересчет. Это право
предоставляется только тем, в ком все остальные уверены, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков (нарушивший это правило лишается их доверия). Считалка, таким образом, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Наконец, сам этот жанр в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма необходимое в песне, танце, работе. Таким образом, считалка выполняет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с подвижными играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Мы предлагаем использовать считалки с детьми старшего дошкольного возраста целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.
1. Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
2. Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
3. Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой - воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Присутствие сказочного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.
В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.
Мы предлагаем использовать задачи, в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок
Задача 1
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.
Вопросы:
Сколько зверей встретил колобок?
Сколько раз он смог уйти?
Задача 2
Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.
К данной задаче можно поставить следующие вопросы: «Сколько человек тянули репку? Сколько животных помогали тащить репку?» и т. д.
Приводим вам для примера фрагмент занятия
Сегодня к нам в гости придут наши старые друзья. Кто? Вы можете узнать это, отгадав следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без под сказки: кто герои этой сказки?» (Три медведя).
Как называется эта сказка? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (Число 3.) Сегодня мы с вами познакомимся с записью числа 3, т. е. цифрой 3. Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки три кровати, три подушки и т. д). Отсчитайте три чашки и обозначьте это количество предметов числом и соответствующей цифрой. (Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные за своими рабочими местами). Каждое число имеет свой знак на письме, т. е. цифру. Кто из вас знает эту цифру? Вот как говорит о ней С. Маршак: «Тройка, третий из значков, состоит из двух крючков». Как вы понимаете выражение «третий из значков»? Какие это знаки? (1,2,3.)
Возьмите карточку с цифрой 3, вырезанную из наждачной бумаги. Какая цифра изображена на карточке? (3.) Проведите указательным пальцем по поверхности цифры. Закрыв глаза, обследуйте цифру 3 пальцами и представьте ее перед глазами. Напишите цифру 3 в воздухе ладонью, сложив три пальчика клювиком, двумя руками одновременно, носом.
Вспомнить загадки и сказки, в названии которых встречаются это число и цифра («Три медведя», «Три толстяка» и др). Вы не назвали еще одной сказки, но обязательно ее вспомните, отгадав загадку:
Носик - круглый, пятачок,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без под сказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Вспомните пословицы, поговорки, скороговорки, где встречаются это число и цифра (Заблудился в трех соснах. От горшка три вершка. Обещанного три года ждут и т. д.).
Возьмите из кассы цифр карточки с изображением чисел 1, 2, 3 и расставьте их по порядку, начиная с самого меньшего.
• Какая из этих цифр обозначает большее число? (3.)
• Какая из этих цифр обозначает меньшее число? (1.)
• Какие числа идут при счете раньше, чем число 3? (2, 1.)
Таким образом, мы видим, что малые фольклорные жанры являются важным средством развития математических представлений дошкольников