Валентина Чернышова
«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.
Слайд 2.
Я считаю, что экологическую культуру и экологическое сознание нужно воспитывать с самого раннего детства. Человек с новым сознанием будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, и будет выполнять несложные правила.
Публикация «„Использование современных технологий в экологическом воспитании“, Опыт работы по их использованию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание можно совместить со всеми видами деятельности дошкольника. Именно поэтому работа получается и полезной и интересной как для воспитателя, так и для дошкольника и родителей. В результате ребенок усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам.
Слайд3.
Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Вот поэтому я использую в работе опытно – исследовательскую технологию.
Цель: развивать интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску;
стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Слайд 4.
Ожидаемый результат:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает предположения, способы их решения, хорошо пользуется аргументацией и доказательством;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности и делает выводы.
Опытно – исследовательскую деятельность можно совместить не только со всеми образовательными областями, но и с совместной работой педагогов, детей и родителей. Свою работу в этом направлении я начала с создания развивающей среды.
Слайд5.
Были созданы:
- картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе;
- уголок природы;
- детская лаборатория;
- огород на территории детского сада, а в зимний период «огород на окне»;
- разнообразные виды моделей экологического содержания.
Слайд6.
В своей работе я использую различные формы и приемы:
- наблюдение и опыты
- моделирование
- проекты
Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Слайд 7.
Во время наблюдения были проведены опыты :
- «Из чего птицы строят гнезда»;
- «Эффект радуги»;
- «Разноцветные растения».
Слайд 8.
Провела с детьми исследования:
- «Влияние света на рост растений» (пример)
Слайд 9.- «Влияние тепла на рост растений» (пример)
Слайд10. Одна из форм наблюдения – эвристичекая беседа.
Задача воспитателя при использовании эвристической беседы - обеспечить формирование выводов и точности высказываний, развивать логические способности самостоятельного мышления. При такой беседе дети открывают для себя новые знания, возникает противоречивая ситуация. Во время совместного рассуждения дети устанавливают истину. (Пример про одуванчики)
Очень важным, считаю использование в опытно – исследовательской технологии прием – моделирование.
Слайд11.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Я применяю разные виды моделей:
1. Предметная модель (аквариум и модель планеты «Земля в опасности»).
2. Предметно – схематическая модель (пример – один из способов защиты от врагов).
3. Графики, схемы (пример, календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня или при формировании понятия «Рыбы»).
4. Мнемотехника.
Слайд 12.
Мнемотаблица – искусство запоминания, в ней заложена определенная информация. «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д. Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память, внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук. В кодировании могут использоваться цветные буквенные знаки. Например: осень - изображается буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3”- голубого цвета, и. т. п.
Слайд13.
Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования – это организация технологии проектной деятельности.
Проект «Планета без мусора» был создан для реализации одной задачи: способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, воспитания чувств сопереживания
Предварительный этап работы заключался в проведении анализа во время прогулок в лес, по территории детского сада, по близлежащему микрорайону «Черемушки», мы увидели картину потребительского отношения к природе.
Собрав мусор, провели исследование «Как долго разлагается мусор». После его окончания сделали вывод: мусор разлагается по – разному. Природные объекты перерабатываются в почве, предметы сделанные человеком нет. Почему исчезла бумага, ведь она сделана человеком, Выяснили, что ее делают из дерева, а это природный объект.
Поисковая деятельность привела нас к созданию «Жалобной книги природы». В создании книги активное участие принимали родители. В ней мы разместили жалобы объектов нашей планеты и способы помощи. (Пример).
Слайд 14.
Праздник «День рождения Земли» стал кульминацией этого проекта. Во время праздника приходил сказочный герой Мусолет - любитель мусора с другой планеты (высказывания детей, подготовлена выставка рисунков, поделок, проведено «Мусорное дефиле».
Слайд15.
Я, считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьей. Организую экологические праздники для детей и родителей, выставки, экскурсии, игры-тренинги, консультации, создала картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
Слайд 16.
Свое выступление хотелось бы закончить словами:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!