Татьяна Крючкова
Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду, ведь именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать музыку, в том числе классическую, как средство формирования экологических знаний. Классическая музыка- музыка образцовая. Она раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души. Её красочный, выразительный язык пробуждает интерес детей к природе, в музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. Чем раньше мы станем вводить ребёнка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание экологической культуры дошкольников – тема моего самообразования, над которой я работаю уже четвёртый год, столько же времени веду кружок по опытно- исследовательской деятельности “Почемучка”. В своей работе наряду с музыкальными произведениями детских композиторов я использую и классическую музыку. Маленькие дети очень любят игроритмику,с её помощью, начиная со второй младшей группы, я знакомила детей с домашними животными, их повадками. Сюита Сен-Санса “Карнавал животных” помогала детям “примерить “на себя тот или иной образ. Так, при знакомстве с домашними птицами, я изготовила макет скотного двора, включила пьесу из сюиты “Петух и куры” и попросила детей по характеру музыки определить, кого из обитателей двора может описывать эта музыка. После того, как дети справились с этим заданием, они разыграли сценку под ту же самую пьесу. Такую же работу я проводила и в дальнейшем, при знакомстве с дикими и домашними животными. Музыкальным помощником оставался всё тот же “Карнавал животных” Сен- Санса. Сейчас, в подготовительной группе, уже имеют достаточный багаж знаний и могут самостоятельно не только назвать птицу или животное, описать их внешний вид, повадки, но и сделать это при помощи музыкального произведения. В “Марше” Прокофьева они с лёгкостью узнают образ грача, “Камаринская “ Чайковского рисует в их воображении грациозного журавля, а в нежной, плавной музыкальной композиции М. Глинки “В разлуке” перед ними проплывает лебедь. В младшем возрасте, слушая композицию Любарского “Дождик” ,мы играли музыку дождя при помощи колокольчиков. Сейчас, знакомясь с тем, что дождь бывает разный: грибной, ливень,дети могут уже самостоятельно подбирать средства для звукоподражания предлагаемого явления природы. Говоря об осенних месяцах, рассматривая иллюстрации, мы описываем осень,опираясь не только на зрительное восприятие, но и на музыкальное. Для этого,конечно, больше всего подходит музыкальное произведение А. Вивальди “Времена года”,в котором мы услышать как звуки весёлой, радостной, светлой, игривой ранней осени, так и печальные, жалобные, плачущие нотки поздней осени. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка сами по себе, но при использовании музыки эффект от увиденного можно удвоить. Особенно хорошо использовать музыку в тех экспериментах и исследованиях, когда мы говорим о двойственном значении или характере предмета или явления. Проводя опытно- исследовательскую деятельность на тему “Человеку друг огонь, только зря его не тронь”, говоря о положительном значении огня в жизни человека, о том, что огонь может быть тёплым, ласковым, лёгким, как летящий листочек, мы подтверждаем свои наблюдения, слушая музыкальную композицию Моцарта “Осенний вальс. Но музыкальная композиция Римского-Корсокого “Полёт шмеля” рассказала нам о том, что вырвавшийся из- под контроля человека, огонь может стать очень опасным и принести много бед. Спящий, спокойный вулкан помогла нам описать “Лунная соната” Моцарта. Вулкан, извергающий потоки лавы, губительный для всего живого, мы наблюдали под звуки увертюры Чайковского “Эгмонт”. Прослушав c детьми музыкальную композицию Гречанинова “Котик заболел”, я провела беседу о том, как надо заботиться о своих домашних питомцах. Дети принесли фотографии своих кошечек и под музыкальную композицию “Кошечка выздоровела” того же композитора рассказывали о своих любимцах. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно уже назвать классикой и использовать в музыкально-экологическом развитии детей. Например, музыкальным сопровождением для изготовления экологических знаков “Не рвите цветы ” как нельзя кстати подошла песня Ю. Антонова “ Не рвите цветы!’’. Музыка помогает увидеть ранее не замеченное, услышать её природу,её голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта,уважение и милосердие- это уже охрана природа. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем нам!