Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности в развитии речи дошкольников с ОНР 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Важной составляющей в речи дошкольников является интонационно-мелодическая сторона речи. Чем ярче и эмоциональней речь ребенка, тем богаче и интересней будет их речь в целом. Ребятам следует пояснить, что благодаря выразительности их речь приобретет краски. Мимика и жесты сопутствуют ее контрастам. Интонация открывает дверь в мир красоты. Дети должны взять за правило, что любойматериал, который они будут разучивать, будет запоминаться им намного легче, чем с обычной интонацией.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Интонация – чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок. Логическое ударение – выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется – это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическая пауза – деление фразы на смысловые отрезки.
В игровой форме мы можем помочь ребенку усовершенствовать свои речевые качества, предлагая комплексупражнений. Главное обучить детей правильному механизму выразительности. Данная работа проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.
Основная рекомендация:
важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.
Комплекс упражнений на совершенствованиеинтонационной
структуры речи
Упражнение № 1.
При произнесении последовательности гласных звуков воспроизвести удивленный вопрос (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издается одновременно с мягким выдохом.
Э? А Ы? Э
А Э Э Ы
Упражнение № 2.
Произнесите легкий высокий звук, затем не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком.
У! У! У! У!
/ / /
У УО УАЭ
Упражнение № 3.
Произнесите междометие «о» с разной интонацией :
- удивленно;
- радостно;
- испуганно.
Упражнение № 4.
Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
«Пришла зима!» - с радостью, тревогой, грустью.
«Ты умница!» - восхищенно, удивленно, подавленным тоном.
Упражнение № 5.
Прочитайте фразу в соответствии с заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
Снег пошел
- Спрашиваете, удивляясь- !
- Восхищаетесь, радуясь- !
- Огорчаетесь смене погоды.
- Уточняете- ?
- Радостно сообщаете друзьям - !
Упражнение № 6.
Прочитайте стихотворение с большим чувством.
«Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала…
И. З. Суриков
Упражнение № 7.
Прочитайте пословицу, выделяя голосом указанный оборот.
Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
Успехов вам!