Светлана Караваева
НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами, приобщение детей к поэтическому складу речи.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе;
Развивающие : развивать словесно-логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, проявлять заботу о природе, побуждать эмоциональную отзывчивость.
Публикация «НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе „Весна идёт, весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение и разучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: конверт, 2 солнышка, книга, иллюстрации о весне, изображение подснежника, атрибуты для дыхательной гимнастики (снежинки, «снегопад», дождик, бабочки), игра «Найди нужный знак».
Ход занятия.
Организационный момент.
-Ребята у нас сегодня гости на занятии. Давайте пожелаем всем доброго утра. И пусть эти пожелания будут добрыми и искренними.
Основная часть:
Когда я пришла в сад, то обнаружила конверт. Здесь написано «Ребятам подготовительной группы». Я решила подождать всех вас и посмотреть, что же в нём.
Книга. Со сказками. Хотите послушать?
«Жили-Были четыре времени года. Зима, Весна, Лето и Осень. Жили дружно и по очереди правили всем миром по 3 месяца. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Грустно стало всем. Но Весна сказала : не печальтесь. У меня есть чудо, которое может победить холод. Но одной мне не справиться…А дальше листок обрывается. Но в конверте есть ещё что-то. Если мы сложим все части какая фигура получится? (круг). Какого цвета? (жёлтого). На что похож круг? (на солнце). Так что за чудо может победить холод? (солнце). Как? В чём его сила?
Жёлтый круг на доске.
А что же не хватает у нашего солнышка? (лучиков) Давайте позовём лучики?
Лучик вверх, лучик вниз.
Лучик детям улыбнись.
Вправо, влево посмотри.
Вокруг солнца обойди.
Пока лучики не появились. Для этого нужно постараться правильно выполнить все задания для Весны. Постараемся?.
Ребята, а вы чувствуете приближение весны? Обратите внимание на картину на доске. Найдите приметы весны. Молодцы. А какие приметы вы ещё знаете? ….) Хорошо.
А солнышко весной какое? (лучистое, яркое, весеннее, ласковое)
Что оно делает? (светит, греет и т. д.)
Небо какое? (высокое, голубое и т. д.)
Ветер какой? (тёплый, весенний и т. д.)
Снег какой? (рыхлый, тёмный, талый, грязный, серый, холодный)
А что получается, когда он тает? (вода, лужи, ручейки)
Ручеёк какой? (звонкий, быстрый, прозрачный, холодный, глубокий, бурлящий)
А что он делает? (журчит, бежит, звенит)
Что делают почки на деревьях (наливаются, набухают, лопаются.)
Верно.
Угадайте. О каком весеннем месяце идёт речь. И постарайтесь определить какие это предложения по цели высказывания.
Ручейки бегут быстрее!
Светит солнышко теплее!
Воробей погоде рад!
Заглянул к нам месяц МАРТ!
Покажите знак, который нужно поставить в конце каждого предложения, которые я прочитала. Объясните.
Яростно река ревёт? И разламывает лёд?
В домик свой скворец вернулся?
А в лесу медведь проснулся?
В небе жаворонка трель?
Кто же к нам пришёл? АПРЕЛЬ
ЗНАК? ПОЧЕМУ?
В белый цвет оделся сад.
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай.
На пороге месяц МАЙ,
ЗНАК? ПОЧЕМУ?
Молодцы! Назовите мне весенние месяцы.
А давайте сами попробуем показать отличительные признаки каждого месяца.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:
Наступает месяц март
Но снежинки всё летят.
(март-снежинки, дети сдувают снежинки с ладошек)
А потом идёт – апрель!
Солнце, дождик и капель!
(Апрель-дождик)
Вот и май -бегом, бегом!
Птицы, бабочки кругом
(Май-бабочки)
ФИЗМИНУТКА:
Давайте покажем, как приходит весна.
Если речка голубая (руки через стороны вверх)
Пробудилась ото сна (потянулись)
И бежит в полях сверкая (бег на месте)
Значит к нам пришла весна! (Хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял (присели)
И трава в лесу видна (развести стороны в стороны)
И поёт пичужек стая (наклоны головы вправо, влево)
Значит к нам пришла весна! (Хлопки в ладоши)
Если солнце разрумянит (потереть щёки руками)
Наши щёки до красна
Нам ещё приятней станет (бег)
Значит к нам пришла весна! Хлопки в ладоши
Какое предложение мы повторили несколько раз?
Давайте скажем его тихо…
А теперь громко, радостно…
Садитесь на свои места. Отдохнули? Авы любите чай? А если он горячий, что нужно сделать?) Подуем. (чашки из картона и бумаги)
Попробуйте назвать ласково весенние слова, которые я вам назову.
Снег – (снежок)
Вода – (водичка)
Ручей – (ручеёк)
Солнце – (солнышко)
Цветок – (цветочек)
Листок – (листочек)
Птица – (птичка)
Составьте предложение с любым из весенних слов (повествовательное, восклицательное, вопросительное).
-А какая птица открывает весну? (грач). Пословицы – увидел грача-весну встречай. Грач на горе-весна на дворе.
Какой народный праздник 17 марта? (Герасим грачевник).
А вы заметили, что зимой длиннее – день или ночь? На прошлых занятиях мы с вами разучивали стихотворение П. Соловьёвой «День и ночь». Какие необычные сравнения мы встретили? С кем сравнивали ночь? (с котом) а день (с мышкой). И читали по-разному, делая логическое ударение на разные слова.
ЧИТАЕТ МИША
Ночь зимой – как чёрный кот
День – как серенькая мышь.
Ярко звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв
Стали птицы прилетать
Звонче щебет воробьёв.
Прочитаем с логическим ударением на слова-названия животных, части суток, цвет.
Исчезает тьма и тишь
И теперь наоборот
Ночь - как серенькая мышь
День – большой блестящий кот.
Почему автор использует такие сравнения.? (День прибавился).
21 марта – день весеннего равноденствия. Это тоже народный праздник. означает приход весны и тепла. Продолжительность дня равняется ночи. И с 22 марта продолжительность сегодняшнего дня начинает увеличиваться.
А сейчас закройте глаза. АУДИОЗАПИСЬ «ЗВУКИ ВЕСНЫ».
(В это время меняю изображение солнышка с лучиками).
Посмотрите на солнышко. Что появилось у него?
Весна очень благодарна вам за вашу помощь, вы помогли ей победить холод. И за это она дарит вам медальки – маленькие портреты солнышка. А я предлагаю дома вам нарисовать рисунки о весне. И мы из них сделаем альбом.
Что сегодня понравилось? У вас хорошее настроение? Спасибо