Кумызова Евгения
Консультация для родителей «Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста»
▼ Скачать
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
(Консультация для родителей детей раннего возраста).
Известный русский психолог Л. С. Выготский говорил: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». На самом деле, трудно переоценить роль речевого развития в формировании личности ребёнка. Однако проблема в том, что статистические данные последних лет, и даже десятилетий, стабильно показывают рост числа детей с нарушениями речи. Нарушения устной речи в дальнейшем сказываются на овладении грамотой. И здесь опять статистика неумолима. Как утверждает профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская, по официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей «вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы». Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В связи с этим большое значение приобретают профилактические меры, которые возможно осуществить в раннем возрасте. Конечно, не все речевые нарушения можно предотвратить. Ведь некоторые из них связаны с какими – то более глубокими нарушениями. Следует учесть, что в целом речевое развитие ребёнка зависит от трё х факторов:
• Природные, физиологические данные.
• Социальная среда, условия воспитания.
• Речевая среда, то есть речь окружающих.
Что касается первого фактора, изменения могут быть достигнуты в последующем путём коррекционной логопедической работы, либо даже с помощью медицинского вмешательства. А вот условия воспитания, и речевая среда – это то, на что мы с вами можем повлиять.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения, различных клипов и роликов, транслируемых через интернет. Оптимальный вариант – ислючить всю эту информацию из детского прослушивания.
Неправильное речевое окружение и воспитание также может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения. Ведь изначально ребёнок бессознательно повторяет движения органов артикуляции, которые видит, и подаёт голос – мы слышим его лепет, и по интонации понимаем его настроение, состояние. Каждый ребёнок индивидуален как в физическом, так и в умственном, речевом развитии. И, хотя понятие «норма» в данном случае относительно, следует учитывать критерии возрастного формирования речи у детей раннего возраста :
• К одному году в словаре ребёнка должно быть 10 – 15 осознанно произносимых лепетных слов. В данном случае словом считается любое звукослияние, обозначающее какой-либо предмет или действие: «мама», «папа», «ди», «бай –бай», «на», «би-би» и т. п.
• К 1,5 – 2 годам в речи ребё нка должны появиться самые простые предложения: «Мяу, ди», «Мама, дай» «Би-би тут». В активной речи появляются первые прилагательные: плохой, хороший, маленький, большой и т. п.
• К 3 годам из речи уходит так называемое биологическое смягчение, ребёнок правильно произносит все простые согласные. Словарь значительно возрастает, до 1000 – 1200 слов. В речи ребёнка появляются местоимения, предлоги. Предложение становится распространённым. Хотя в его речи ещё много грамматических ошибок, нарушений слоговой структуры слова.
Очень важно побуждать ребёнка в этом возрасте проговаривать свою просьбу фразой, словом. Ведь часто бывает так, что дети, привыкшие к тому, что любая их просьба выполняется, не утруждают себя проговариванием просьбы. А пользуются вспомогательными средствами, например, жестами. Жесты дополняют нашу речь, но не заменяют её. Поэтому не пытайтесь понять ребёнка без слов. Делайте вид, что не понимаете, чего он хочет Побуждайте его к речевому общению!
Общение с ребёнком – очень важный фактор его речевого развития. Поскольку речь ребёнка формируется прежде всего по подражанию, очень важно, чтобы при разговоре ребёнок видел ваше лицо. Кроме того, покажите ребёнку образец правильной и красивой речи. В общении с ребёнком необходимо придерживаться определённых требований к своей речи, а именно:
• правильность
• чёткость
• внятность
• умеренный темп
• умеренная громкость
• интонационная выразительность
• богатство словарного запаса
• образность
• доступность.
Хотелось бы обратить внимание на то, что всё, о чём вы говорите с ребёнком, должно быть доступно его пониманию, соответствовать его возрасту. Иначе, если ребёнок попытается повторить сказанное вами, его пока ещё неокрепший артикуляционный аппарат может просто не справиться, и этот факт способствует появлению заикания у ребёнка. Поэтому будьте внимательны и осторожны в подборе речевого материала для детей.
Кроме того, важным аспектом речевого развития является формирование правильного речевого дыхания. Ведь дыхание является энергетической основой речи. Предлагаем некоторые дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри.
• Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых.
• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них.
• Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса.
• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга.
• Показываем «ветерок» — дуем друг на друга.
Для растормаживания функции артикуляционного аппарата и его развития существует достаточно большой арсенал развивающих и игровых упражнений.
• Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся.
• Развиваем артикуляционные мышцы: Надуваем пузырь щечками, хлопаем ладошками.
• Показываем язычок – дразнимся, язычок выглянул из ротика и спрятался обратно.
• Показываем зубы – «У кого есть зубки!» «Лакаем молоко» как кошка.
• Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах: Как машина гудит? Би-би-би! Как коровка мычит? Му-му-му! Как барабанчик стучит? Та-та-та! Как мама песенку поет? Ля-ля-ля! Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
• Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом: Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан) Ля-ля-ля! (Металлофон) Динь-динь! (Колокольчик) Как-кап-кап! (Треугольник) Бум-бум-бум! (Бубен)
• Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
• Простукивание на бубне простых слов и имен.
• Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
Отдельно хотелось бы остановиться на пальчиковых играх и развитии мелкой моторики пальцев рук. Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!» Это так, но лишь отчасти. Болеесовременные исследования показывают, что не столько эти игры способствуют речевому развитию,а сам процесс общения ребёнка с родителями. К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит. Конечно, пальчиковые игры помогают в речевом развитии ребёнка, но не являются важнейшим инструментом в данном вопросе.
Таким образом, правильное речевое воспитание детей раннего возраста и создание благоприятной речевой среды благоприятно влияет на их речевое развитие. Для развития речи детей полезно :
• Чтение книг, беседы о прочитанном (общее развитие).
• Заучивание стихов (память, чувство ритма, интонация).
• Рассматривание семейных фотоальбомов и беседы по ним.
• Экскурсии в музей, в парк, в лес, по улицам города, посёлка и, обязательно – беседы об увиденном.
• Музыка, пение, танцы (речевой выдох, чувство ритма).
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Игры на развитие речевого дыхания.
• Игры на развитие артикуляционной моторики.
С целью устранения негативного влияния на речевое и психологическое развитие ребё нка лучше устранить:
• Просмотр боевиков, ужастиков даже в виде мультфильмов.
• Покупку игрушек, раскрасок, картинок, изображающих монстров.
• Насильственное обучение чтению, а также обучение чтению при несформированном звукопроизношении.
• Обучение иностранным языкам до формирования чистой речи.
Играйте с детьми, общайтесь с детьми, разговаривайте с детьми, доставляйте радость себе и ребёнку. И – успехов вам.