Лукьянова Алла
«Наши добрые слова и поступки». Конспект игровой обучающей ситуации по развитию речи для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игровой обучающей ситуации по развитию речи
«Наши добрые слова и поступки»
(для детей 4-5 лет)
Воспитатель: Лукьянова А. В.
Задачи:
-формировать и расширять представления детей о доброте, как о ценном качестве человека
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
-формировать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей)
-формировать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции
Материалы и оборудование: интерактивная доска и слайд «Лесенка доброты» со злой Бабой-Ягой и «Лесенка доброты» с доброй Бабой-Ягой, предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; флеш-проигрыватель, аудиозапись песни «Если добрый ты» слова Пляцковского М., музыка Савельева Б. По количеству детей : заколдованные и расколдованные картинки (грязные ботинки, неубранная постель, мама несет тяжелую сумку, мальчик плачет, дети ссорятся, сидит мальчик, а рядом стоит бабушка, т. п. ; чистые ботинки, застеленная постель, мальчик помогает нести сумку маме, мальчик смеется, бабушка сидит и улыбается, а рядом стоит мальчик, т. п.); ватман, заготовки для цветов, клей-карандаш, салфетки.
Предварительная работа: чтение произведений о доброте и добрых поступках В. Осеевой, Э. Мошковской, Н. Артюховой, Т. Шорыгиной «Добрые сказки». Просмотр фрагментов мультфильмов: «Крокодил Гена», «Крошка Енот», «Малыш и Карлсон», «Капитошка», «Под грибом», «Кот Леопольд». Беседы по содержанию мультфильмов и произведений. Дидактические игры: «Вежливо – невежливо», «Темные и светлые слова».
Ход занятия:
Этап привлечения внимания, актуализации знаний.
Воспитатель раскладывает картинки с противоположными изображениями на столе вниз лицом и предлагает детям каждому взять по одной и сказать, что на ней изображено. ( картинки: грязные ботинки, неубранная постель, мама несет тяжелую сумку, мальчик плачет, дети ссорятся, в автобусе сидит мальчик, а рядом стоит бабушка, т. п. ; чистые ботинки, застеленная постель, мальчик помогает нести сумку маме, мальчик смеется, бабушка сидит и улыбается, а рядом стоит мальчик, т. п.)
Воспитатель предлагает детям создать пару картинок по принципу «как не должно быть и как надо». (дети находят свою пару картинок и выкладывают на столах; затем все рассматривают)
Этап становления детской цели.
Воспитатель: Ребята, эти картинки я принесла не случайно. Сегодня мы поговорим об очень важном-о доброте и добрых делах. Посмотрите на картинки и скажите, что здесь происходит, почему это добрый (или нехороший) поступок?
Вопросы к детям: Что такое доброта? Как стать добрым? Обсудить примеры доброты и добрых поступков.
Провести с детьми сценки-этюды: «Поможем Пяточку», «Как помочь зайке и мишке», «Добрый мальчик», «Приветливые люди»,
Беседа по слайду «Лесенка доброты»
- Каких героев сказок вы видите? Кто расположен на нижней (верхней) ступеньке? Как вы думаете, почему они изображены на разных ступеньках лестницы? Какие из героев добрые, а какие - нет? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
- Баба-Яга больше не хочет быть злой, а хочет стать хорошей, доброй. Поможем ей в этом? (Ответы детей).
- Расскажите ей, что такое доброта? (Ответы детей)
- А теперь все вместе скажем и внимательно вслушаемся в это слово - доброта (Слово «доброта» педагог произносит мягко, нежно).
- Всегда, и в давние времена, как рассказывают книги, и сейчас это слово произносят мягко - доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно!
- Что делает человека добрым : дела или слова? (Ответы детей).
- Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать? (Ответы детей : Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.).
Дети вместе с педагогом подходят к столу, где лежат разнообразные предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.
- Посмотрите, как много здесь разных предметов. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (Ответы детей : Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).
- Доброта – это наше ласковое слово, улыбка, подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них. Если вы добрые, то у вас много друзей.
- Расскажите про своего доброго друга.
Игра «Добрый друг»
Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, педагог вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках.
Я знаю, что (Ответы детей : Саша всегда убирает игрушки).
А затем все дети хором произносят:
Станьте, дети! Станьте в круг!
Станьте в круг! Станьте в круг!
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, верный друг.
- Ласковое, доброе слово душу согревает. Давайте изменим имя Бабы-Яги, назовем ее ласково нежно.
Игра «Ласковое слово»
(Бабушка-Яга, Бабушка-Ягуля, Бабуленька-Ягуленька)
Игра «Добрые превращения»
- Помогите расколдовать заколдованные Бабой-Ягой картинки и тогда ее злые чары исчезнут. (Дети проходят, садятся за столы. Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка по одной карточке - заколдованные картинки. Педагог показывает с противоположным действием картинку (расколдованную).
Надо накрыть соответствующую заколдованную картинку - расколдованной. И рассказать, почему именно эта картинка расколдованная. В конце игры педагог накрывает картинку злой Бабы-Яги – доброй Бабуленькой-Ягуленькой).
-Посмотрите, случилось волшебство, Бабуля-Ягуля стала доброй, нежной.
Рассматриваем картинку «Лесенка доброты», где Баба-Яга – добрая, веселая, а злая исчезла.
Все считают, что Яга хитрая и злая,
А мне кажется, она вовсе не такая.
Если ей прическу сделать,
Макияж ей нанести,
Зубы вставить побелее
И букет преподнести.
Станет доброй и красивой,
Вас не будет обижать.
Хочет быть Яга любимой,
Это надо понимать!
- А чтобы бабушка не забыла, что такое доброта и больше никого не обижала, подарим ей букет цветов.
Коллективная аппликация «Букет цветов»
Во время работы детей звучит песня «Если добрый ты» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.
Рефлексия
Ребята, что нового вы узнали сегодня? Что же такое доброта? И как быть добрым?
Вы сегодня все молодцы! Я думаю, что и вас смело можно назвать всех без исключений добрыми детьми! Ведь вы помогли Бабе-стать доброй! Хочется вам пожелать:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами,
Говорили вы с друзьями.