Скрипова Наталья
Консультация для родителей «Что влияет на скорость коррекции звуков»
1. Поставить звук (вызвать) - это ещё неполная коррекция. Постановка - это 3 обязательных этапа: 1 - подготовительный этап, в который входит артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения и, возможно, массаж; 2 этап - этап постановки звуков; 3 этап – этап автоматизации звуков сначала изолированно, затем в слогах, словах, фразах и в спонтанной речи; и возможно этап дифференциации (при заменах).
Публикация «Консультация для родителей „Что влияет на скорость коррекции звуков“» размещена в разделах
2. Возраст ребёнка. Постановка звуков - это произвольная функция. Так малыши (2- 3 года) не готовы к постановке сложных звуков (шипящих, свистящих, соноров (л, р). Обычно в 4-5 лет дети готовы к постановке всех звуков. У разных звуков своё время появления. Нужно учитывать возраст ребёнка и возрастную норму появления звука
3. Сколько звуков нужно поставить и автоматизировать ребёнку? На появления навыка по данным нейрофизиологов уходит 35-45 дней. Теперь умножайте на количество (не забудьте вычесть пропуски, болезни ребёнка и логопеда) звуков, которые нужно исправить.
4. Тяжесть нарушения. Постановка звуков при дислалии, дизартрии (учёт неврологической симптоматики) и ринолалии (учитывать анатомо-физиологические особенности) - разные усилия и время. При дизартрии и ринолалии добавляются новые направления в этапах коррекционной работы. Учитываем, что постановка и автоматизация звуков при них более сложные и длительные. При хорошей работе и посещаемости занятий около 2 лет.
5. Искажения звуков. Это не постановка с чистого листа. Рушится старый стереотип, вырабатывается новый навык. Именно поэтому только сильная мотивация позволяет побороть нарушения звукопроизношения во взрослом возрасте.
6. Мотивация и негативизм. Мотивация помогает, негативизм мешает успешности и срокам работы. Малыши не понимают значимости, а старшие (школьники, например) боятся явить новый звук миру. Возвращаемся к возрасту. Оптимальный 4-5 лет - есть произвольность и можно заинтересовать ребёнка постановкой и автоматизацией, используя игровые приёмы.
7. Индивидуальность ребенка и его личный темп развития (памяти, внимания и других когнитивных функций) .
8. Мотивация семьи и уровень профессионализма логопеда. Посещение всех занятий, выполнения всех заданий - обеспечивают родители. Чем опытнее и квалифицированнее специалист, тем скорость выше.