Елена Зуева
Конспект совместной опытно-исследовательской деятельности «Воздух» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной опытно-исследовательской деятельности
«Воздух»
с детьми подготовительной группы
Материал: коробка с разными емкостями (банка, стаканчик, пластиковая бутылка, надутый воздушный шар); емкость с водой; пластилин, бумажная салфетка; стаканчики с водой, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, веера; картинки (изображение мегаполиса и деревни в лесу, пылесоса, вентилятора, воздушного шара, акваланга и др.); две свечи; флаконы с запахами (кофе, лимон, чеснок, сухие грибы, духи и т. п.).
Цель: Развитие исследовательских умений детей, представлений о воздухе.
Задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх и др.) и способах его обнаружения.
2. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать навыки сотрудничества.
Ход деятельности:
В группе раздается звук ветра. Влетает бумажный самолетик. «Посмотрите, к нам ветер занес самолет, интересно откуда?
Дети читают надпись на самолете «Из страны почемучек». «Наверно почемучки хотели послать какое-то сообщение». Самолет разворачивают и читают письмо.
Здравствуйте, дорогие дети! Срочно помогите нам, иначе мы все перессоримся. Мы послали вам коробку, в которой находятся разные предметы. Некоторые почемучки утверждают, что они пустые, а другие спорят, что это не так. Мы надеемся, что вы разрешите наши споры, ведь вы настоящие исследователи.
Воспитатель предлагает детям стать учеными и провести исследования.
«Давайте рассмотрим предметы, присланные почемучками».
Достают из коробки банку, стаканчик, пластиковую бутылку, надутый воздушный шар. Дети высказывают свои предположения о наполненности предметов (пустые, воздух). Посмотрите внимательно, вы что-нибудь видите в предметах? Получается, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный. И если его невидно, как же показать почемучкам, есть ли воздух в предметах? Я слышала, что можно использовать воду.
Опыт «Как обнаружить воздух»
1. Воспитатель предлагает опустить бутылку в воду. Дети наблюдают пузырьки и делают вывод.
2. На дно стаканчика дети прикрепляют пластилином бумажную салфетку.
«Внимание, опускать стаканчик в воду надо прямо, до дна». После опыта обнаруживается, что салфетка осталась сухая. Так что же помешало воде попасть в стакан? В стаканчике был воздух, и он не пропустил воду к салфетке. Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить.
Опыт «Легче воды»
Воспитатель наливает в банку воды, закрывает крышкой, «Где находиться вода сверху или снизу? Переворачиваем банку. А сейчас?» Вывод: вода всегда внизу, значит воздух легче воды. Где человек использует это свойство воздуха?
«А как воздух попал в шар? (надули). Значит, воздух находиться и в нас и мы им дышим».
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек.)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)
«Ребята, а откуда мы берем воздух для дыхания? (он вокруг нас и заполняет предметы). Попробуйте с помощью опытов показать, что воздух есть вокруг и в нас. В нашей лаборатории есть для этого разные предметы, выберите для себя какой-нибудь и проведите свои исследования». На столе: стаканчики с водой, трубочки для коктейлей, полиэтиленовые пакеты, веера. После опытов дети делают выводы.
Физкульминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивание вверх с поднятыми руками)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
Лучший отдых физкультура,
Занимай свои места,
Левой, правой, ногу выше, (Поднимание ног к плечу)
Раз, два, раз, два.
Крутим мельницу вперед,
А потом – наоборот. (Вращение согнутыми к плечам руками)
Ветер сосны крутит словно
Самый тонкий прутик. (Повороты корпуса)
Не ленись, не отставай,
Вместе с нами приседай.
А теперь все дружно
Перепрыгиваем лужу. (Прыжки с продвижением вперед)
Отдохнули и в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед, (Руки в стороны, повороты)
Приземлился самолет.
А каким воздухом полезно дышать? Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? - Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)
Опыт «Воздух может загрязняться и исчезать»
Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит и от того каким воздухом мы дышим.
А вы можете определить, чем пахнет в нашей комнате? Чистый воздух не имеет запаха, но он может присваивать себе чужие запахи и переносить их. Везде по - разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой.
Игра «Узнай по запаху» С закрытыми глазами определяют запахи из флаконов.
Ребята, сейчас ранняя весна, чем отличается воздух на улице и в помещении? (холодный и теплый). Значит, воздух может нагреваться и остывать.
Опыт «Теплый воздух легче холодного»
Проведем интересный опыт: Возьмите пакеты или бумажные ленточки, подойдем к обогревателю. Что делает обогреватель? (нагревает воздух). Подержите пакеты над обогревателем, что вы видите? (пакеты поднимаются кверху). Вывод: теплый воздух легкий, поднимается, холодный опускается, так воздух приходит в движение, возникает ветер. Помните, как ветер принес нам письмо? Что такое ветер? Это движение воздуха. А может ли работать воздух и приносить еще пользу человеку?
Найдите картинку, где показано, использование свойства теплого воздуха подниматься. (Воздушный шар). Где еще человек использует воздух, его движение, ветер? (выбор картинок).
Итог: Уважаемые коллеги наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными, как настоящие научные сотрудники.
Надеюсь, вы сможете повторить и поделиться увиденными экспериментами, и сможете придумать новые.
Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Передавая шарик, друг другу будем говорить - Какой он? Для чего он нужен?
Литература:
1. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. – М. : Мозаика- Синтез,2004
3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. 2009 г.
4. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Сфера 2009г.
5. Е. И Мурудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперименты. Детство – пресс 2010 г.